…bsp;                 формирования дидактической культуры учителя.

В основу образовательной политики Учреждения положены следующие принципы:

Принцип проектирования педагогической технологии в системе личностно-ориентированного обучения представляет каждому обучающемуся, опираясь на его способности, склонности, интересы  возможность реализовать себя в познании учебной деятельности, поведении.

Принцип гуманизации предполагает утверждение непреходящей ценности общекультурного наследия человечества, внимание к историческим ценностям, его вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.   Принцип гуманизации отражается в следующих положениях:

-       педагог ставит обучающегося на позицию субъекта учения, создавая условия для его творческой самореализации;

-       групповая работа сочетается с индивидуальной.

Принцип вариативности

В условиях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении необходима вариативность содержания, методов, форм, приемов, а также образовательной среды в целом.

Принцип экологизации предполагает развитие чувства ответственности и уважения к индивидуальности каждого уголка Земли. Преподавание предметов естественнонаучного цикла, а также географии, истории, должно сопровождаться разработкой отдельных экологических подтем в курсах или пронизывать всю структуру программ.

Принцип формирования  физически здоровой личности.

Предполагает обеспечить условия для физического совершенствования, получения знаний о свойствах человеческого организма, индивидуальных особенностях овладения практическими навыками обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Принцип развития творческих способностей обучающихся.

Предполагает выявление одарённых обучающихся, помощь в раскрытии креативных способностей каждого обучающегося.

 Принцип преемственности

Предусматривает связь и согласованность в целях, содержании, организационно-методическом обеспечении этапов образования, которые граничат друг с другом.

 

1.3.  УРОВНИ РЕАЛИЗУЕМЫХ УЧРЕЖДЕНИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Структура Учреждения.

Обучение в Учреждении подразделено на 3 ступени:

I ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения – 4 года) – обеспечивает:

- формирование опорной системы знаний, универсальных и специфических для предмета способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

II ступень – основное общее образование (нормативный срок освоения – 5 лет) – обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

            III ступень – среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения – 2 года) – является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающее освоение обучающимися образовательных программ (основных и дополнительных) данной ступени образования.

            Каждая из ступеней Учреждения (начальная школа, основная школа, средняя школа), решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями обучающихся. Они находят отражение, прежде всего, в наборе базовых учебных программ и занятий по выбору обучающихся. Основой базисного учебного плана Учреждения является осуществление принципа преемственности между его ступенями, когда изучаемые курсы получают на последующих ступенях свое развитие.

Образовательный процесс в  Учреждении осуществляется на основе базового образования, определяемого Министерством образования и Департаментом образования, науки и молодежной политики  Воронежской области и школьного компонента.

Образование в Учреждении, кроме обязательных занятий, включает в себя:

-                   занятия по выбору обучающихся ( элективные курсы);

-                   консультации с учителями.

Учебный процесс в Учреждении открыт для любых известных форм организации обучения – урочной, лекционно-семинарской, индивидуальной, коллективно-групповой, педагогически управляемого самообразования.

Урок перестает быть единственной формой приобретения и передачи знаний, активно внедряются в образовательную практику альтернативные формы образовательной деятельности, такие как проектная методика,  исследовательская деятельность, участвуя в которых обучающийся приобретает следующее:

-                   опыт самостоятельной образовательной деятельности, в том числе исследовательской, творческой;

-                   информационные умения, связанные с поиском, анализом, оценкой, структурированием и обработкой информации;

-                   коммуникативные умения (работа в команде, взаимодействие с другими людьми, ведение дискуссии, защита своей точки зрения и пр.);

-                   организационные и проектировочные умения (постановка цели деятельности, планирование ее этапов, прогнозирование результатов и пр.)

Информационная среда Учреждения включает в себя совокупность технических, программных,  методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных. Субъекты информационной среды -  педагоги,  обучающиеся, родители (законные представители), администрация Учреждения.

Педагоги используют базовые компоненты технологий обучения ориентированнованны на развитие личности  обучающегося:

1)      проблемное обучение, благодаря которому обучающиеся воспринимают процесс изучения предмета как возможную сферу своей жизненной самореализации;

2)      диалогичность обучения, что является условием достижения личностно-смыслового, ценностного овладения материалом;

3)      использование в обучении интегрированного подхода, способствующего целостности познавательной деятельности и развивающего системность мышления.

В Учреждении создаются условия развития исследовательской деятельности обучающихся в учебной деятельности. Обучающиеся Учреждения  участвуют со своими  исследованиями  на конференциях различного уровня, где их работы высоко оцениваются.

 

1.4 КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА

 

 Результатом обучения в Учреждении должно стать овладение обучающимися определенным объемом качественно-научных знаний, выработка у них установок на постоянное самосовершенствование, развитие интеллектуальных способностей, умений мыслить творчески, самостоятельно, а также овладение основополагающими  компетентностями.

Компетентность общекультурная – это уровень достаточный для творчески–деятельностной самореализации личности, ориентирующейся в ценностях широкого культурного пространства, а также способность личности оценивать границы собственных возможностей.

Компетентность допрофессиональная – это уровень, достаточный для осознанного выбора профессии и успешного обучения в соответствующем высшем учебном заведении.

Компетентность методологическая – это уровень, достаточный для самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.

В ходе обучения педагоги стремятся к формированию у обучающихся  рассмотренных ниже компетенций.

Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения выпускника в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, опыт освоения обучающимся картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций обучающегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам обучающийся овладевает навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции. Знание языка, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Выпускник должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для обучающегося каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Выпускник овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Определить уровень сформированности компетенций позволит отслеживание уровня развития умений.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:

-                   формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;

-                   владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

-                   осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции:

-                   ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

-                   организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

-                   задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

-                   ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

-                   выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

-                   иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетенции:

-                   владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

-                   определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

-                   иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

-                   действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

-                   владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции:

-                   уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

-                   уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

-                   владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

-                   владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

-                   владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

-                   иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

-                    владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, Интернет;

-                   самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

-                   ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

-                   владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона,  факса, принтера, модема, копира;

-                   применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции:

-                   иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);

-                   знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;

-                   позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

-                   знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;

-                   владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

-                   иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

-                   уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

В процессе работы мы исходили из определенной  модели личности выпускника.

Модель личности выпускника начальной школы:

-       любознательный, проявляющий  исследовательский интерес;

-       активно познающий мир;

-       доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера;

-       уважительно относящийся к окружающим, к иной точке зрения;

-       умеющий учиться, способный к самоорганизации;

-       готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьей и школой;

-       обладающий навыками самоорганизации и здорового образа жизни.

Модель личности выпускника основной школы:

-       готов к выбору;

-       избирателен в интересах;

-       познающий себя, утверждающий себя как взрослый;

-       готовый нести ответственность перед самим собой, другими;

-       умеющий действовать с ориентацией на другую позицию;

-       умеющий работать в группе и индивидуально;

-       осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.

Модель личности выпускника старшей школы:

-        обладает сформированной положительной Я-концепцией, чувством собственного достоинства и потребностью в самореализации;

-        знает свои способности, возможности, качества;

-        обладает сформированным нравственным идеалом, владеет рефлексивными умениями, занимается самовоспитанием и самообразованием, определяет жизненные перспективы;

-        успешно осуществляет самоопределение, которое характеризуется следующими признаками:

­          переживание осмысленности жизни;

­          размышление о смысле жизни, наличие интереса к этой проблеме ее обсуждение, что является признаком формирующегося самоопределения;

­          широкий диапазон областей самореализации; проявление активности, творческой индивидуальности, творчества;

­          видение себя в будущем, долговременное планирование;

­          наличие достаточно широкого спектра личностно значимых позитивных ценностей;

­          эмоциональная окрашенность будущего;

­          активность, опора на свои собственные силы, а не на внешние обстоятельства;

­          выбор будущей профессии как проецирование в будущее определенной нравственной позиции; профессия выступает как средство самореализации и саморазвития через внесение своего вклада в развитие общества;

­          наличие представлений о путях достижения своих целей;

–        обладает критическим мышлением, владеет универсальными интеллектуальными умениями, учебными и познавательными, способствующими успешному самообразованию и самореализации в жизни;

–        владеет углубленными знаниями по естественно-математическим, гуманитарным  дисциплинам, знаниями и умениями по другим предметам, соответствующими требованиям учебных программ;

–        обладает экономической, педагогической грамотностью, способствующей успешному самоопределению;

–        владеет культурой общения и поведения, ведет здоровый образ жизни.

 

Раздел ΙΙ. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, РЕАЛИЗУЮЩАЯ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(3-4 КЛАССЫ)

 

2.1.Целевой раздел.

                                                        2.1.1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089  на основе Примерной основной образовательной программы, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также концептуальных положений УМК «Школа России», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования и на основе программы общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 и приказом Министерства образования  и науки РФ №373 от  06.10.2009г.

          Образовательная программа  определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на:

создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через:  побуждение и поддержку детских инициатив ,

обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

     создание основы для реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

   В период перехода к новой информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, динамичность и изменчивость условий, перед нашим Учреждением стоит задача подготовить человека, соответствующего этой культуре. Человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, быстро и успешно адаптироваться в нём, принимая общечеловеческие ценности, традиции своего государства, своего народа. Человека, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Учреждение осуществляет деятельность по реализации следующих целей образования:

Цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования.

Приоритетом начального общего образования является развитие и формирование позитивного отношения обучающегося к самому себе, к учебной деятельности и окружающему миру на основе освоения художественного, исторического, социального, экологического опыта. Уровень освоения общеучебных умений и навыков предопределит в дальнейшем успешность всего последующего обучения.

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка, через реализацию следующих целей:

–        развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

–        воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

–        освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

–        охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

–        сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Наличие межпредметных связей, отраженных в образовательных стандартах, способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Развитие младших школьников обеспечивается приобретением ими опыта организованной учебной деятельности, которая позволяет продолжить развитие индивидуальности ребенка по основным образовательным линиям регионального (национально-регионального) компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования Воронежской области.

Содержание образования основной образовательной программы начального общего образования.

В содержании основного образования начальной школы выделяется два компонента: федеральный и региональный компоненты.

Начальное общее образование в Учреждении (нормативный срок обучения-4 года) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического, творческого мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Поэтому основной стратегической линией в начальной школе является:

–        развивающее обучение, которое способствует становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных способностей и   созданию условий для  развития личности каждого ребёнка;

–        построение образования на основе принципов здоровьесбережения,

–        формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры обучающихся Учреждения.

 

 

2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

В результате освоения содержания основного общего образования обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации школьников.

Познавательная деятельность

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование ра

Создать бесплатный сайт с uCoz