Утвержден

                                                                           Постановлением администрации       

                                                       Грибановского муниципального района

Воронежской области

                                          от ________________    2011  г. №_____

 

                                                                           Глава администрации

                                                               Грибановского муниципального  района 

 

                                                  ________________  А.Н. Польников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УСТАВ

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛОГРИБАНОВСКОЙ  СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(новая редакция)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011 год

 

Принятие Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Малогрибановской средней  общеобразовательной школы в новой редакции обусловлено необходимостью перехода  его в учреждение нового типа  в соответствии с действующим  законодательством.

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Малогрибановская средняя общеобразовательная школа  (далее – Общеобразовательное учреждение) создано путем изменения типа муниципального общеобразовательного учреждения Малогрибановской средней общеобразовательной школы,  в соответствии с постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 15.12.2011 г. № 1463 «Об изменении типа муниципального общеобразовательного учреждения Малогрибановской средней общеобразовательной школы в целях создания муниципального казенного общеобразовательного учреждения Малогрибановской средней общеобразовательной школы».

1.2. Полное официальное наименование Общеобразовательного учреждения –      Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение Малогрибановская средняя общеобразовательная школа.

Сокращенное   наименование   Общеобразовательного учреждения  

–        МКОУ Малогрибановская СОШ.      

         1.3. Учредителем Общеобразовательного учреждения является муниципальное образование Грибановский муниципальный район Воронежской области.

Функции и полномочия учредителя Общеобразовательного учреждения осуществляются администрацией Грибановского муниципального района Воронежской области (далее - Учредитель).

         1.4. Общеобразовательное учреждение создается Учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         1.5.Деятельность Общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования.

         1.6. Общеобразовательное учреждение руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием по Воронежской области, правовыми актами Учредителя,  Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также настоящим Уставом Общеобразовательного учреждения.

1.7. Общеобразовательное учреждение является некоммерческой организацией, созданной Учредителем для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, финансовое обеспечение деятельности которой осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджета района на основании бюджетной сметы.

         1.8. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в территориальном органе Федерального казначейства, счет по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, печать с изображением государственного герба Российской Федерации, штамп, официальные бланки со своим наименованием, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

         1.9. Права юридического лица в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают у Общеобразовательного учреждения с момента его государственной регистрации, а право на образовательную деятельность и получение льгот, предусмотренных законодательством РФ,  с момента выдачи ему лицензии. Общеобразовательное учреждение на основании выданной лицензии имеет право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации.

         1.10. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом Общеобразовательного учреждения. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной  и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ и  настоящим Уставом.

1.11. Общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий.

         1.12. Права на выдачу выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации, на включение в схему централизованного государственного финансирования возникают у Общеобразовательного учреждения с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.

         1.13. Общеобразовательное учреждение осуществляет индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.

1.14. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование и государственная аккредитация этих филиалов осуществляются в порядке, установленном для образовательного учреждения.

         Создаваемые Общеобразовательным учреждением филиалы не являются юридическими лицами. В соответствии с законодательством Российской Федерации они наделяются имуществом создавшего их общеобразовательного учреждения и действуют на основании утвержденного им положения.

Руководители филиалов назначаются Общеобразовательным учреждением, создавшим их, и действуют на основании доверенности.

         1.15. В Общеобразовательном учреждении не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

         1.16. Общеобразовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе участвовать в создании образовательных объединений в форме ассоциаций или союзов. Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами.

         1.17. Общеобразовательное учреждение ведет учет и бронирование военнообязанных, решает другие вопросы мобилизационной готовности, выполняет мероприятия гражданской обороны по защите и обучению своих работников и учащихся.

         1.18. Общеобразовательное учреждение обеспечивает учет и сохранность документов по личному составу, а также своевременность передачи их на государственное хранение в установленном порядке при реорганизации и ликвидации.

         1.19. Местонахождение Общеобразовательного учреждения:

Юридический адрес: 397210,  Воронежская область, Грибановский  район,

с. Малая Грибановка, ул. Советская.

Фактический адрес: 397210, Воронежская область, Грибановский  район,

с. Малая Грибановка, ул. Советская.     

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРЕДМЕТ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

 

         2.1.  Целями деятельности Общеобразовательного учреждения являются:

  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,  адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.
  • обеспечение равных возможностей для получения качественного общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, формирования российской гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, укрепления физического и духовного здоровья;
  • реализация основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

         2.2. Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава, Общеобразовательное учреждение осуществляет основные виды деятельности:

  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • специальное (коррекционное) образование по программам VII и VIII видов (нормативный срок освоения   9 лет);

         2.3. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Общеобразовательным учреждением после получения лицензий в установленном федеральным законодательством порядке.

          2.4. Основными задачами Общеобразовательного учреждения являются:

  • развитие личности, создание условий для формирования потребностей к самообразованию;
    • раскрытие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
    • обеспечение условий для всестороннего развития личности обучающегося, включая самостоятельный выбор предметов различных циклов, их углублённое изучение;
      • создание условий для охраны   здоровья обучающихся;
      • воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
      • формирование умения адаптироваться в жизни, в обществе, выработка активной жизненной позиции;
      • создание условий для осознанного выбора профессии на основе введения предпрофильной и профильной подготовки.

2.5. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

      Общеобразовательное учреждение реализует федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО). Основная образовательная программа начального общего образования Общеобразовательного учреждения (далее ООП НОО) обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения ООП НОО в соответствии с требованиями, установленными ФГОС НОО и учитывает образовательные потребности обучающихся, воспитанников.

         ООП НОО Общеобразовательного учреждения направлена на обеспечение:

  • равных возможностей получения обучающимися качественного НОО;
  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения федеральных государственных образовательных стандартов, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности;
  • формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО;
  • условий для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО в том числе и условий для индивидуального развития всех обучающихся, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

         2.5.1. В условиях реализации ФГОС НОО Общеобразовательного учреждения обеспечивает системно-деятельностный подход, направленный на:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества;
  • ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (далее - УДД), познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП НОО, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

     2.5.2. В условиях реализации ФГОС НОО Общеобразовательного учреждения обеспечивает:

  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитания обучающихся, предусматривающие принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
    • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся;
    • становление личностных характеристик выпускника НОО (любит свою Родину, уважает и принимает ценности семьи и общества, владеет основами умения учиться, выполняет правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни и др.)

         Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

2.6. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.          

2.7. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации

обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям, организовано обучение по индивидуальным учебным планам.

2.8. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4 года);

             II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет);

           III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2 года);

         2.9. С учётом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с Учредителем в Общеобразовательном учреждении  могут реализовываться специальные (коррекционные) общеобразовательные программы учреждений VII и VIII вида с 1 по 9 класс,  включительно. Направление обучающихся в эти классы осуществляются только с согласия родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии, заключения врачебной комиссии.

2.10. Содержание образовательных программ соответствует (не противоречит) действующим государственным образовательным стандартам. Педагогический коллектив несёт ответственность за выбор образовательных программ, принятых к реализации.

2.11. Общеобразовательное учреждение обеспечивает преемственность образовательных программ в соответствии с п. 3 статьи 17 Федерального закона  «Об образовании».

2.12. Общеобразовательное учреждение несёт в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.

2.13. Предметом деятельности Общеобразовательного учреждения служит реализация образовательных программ (основных и дополнительных), на уровне начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также различной направленности (дополнительное образование).

Общеобразовательное учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату.

Профессиональная подготовка в Общеобразовательном учреждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей).

         2.14.   Общеобразовательное учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации может оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям дополнительные образовательные услуги, в том числе платные (на договорной основе), не предусмотренные образовательными программами, указанными в п. 2.13. настоящего Устава, и государственным образовательным стандартом по следующим направленностям:

1)  научно-технической;

2)  спортивно-технической;

3)  физкультурно-спортивной;

4) художественно-эстетической;

5) туристско-краеведческой;

6) эколого-биологической;

7) военно-патриотической;

8) социально-педагогической;

9) культурологической;

10) естественнонаучной.

         2.15. Для реализации основных задач Общеобразовательное учреждение имеет право:

  • самостоятельно разрабатывать образовательную программу с учетом требований государственных образовательных стандартов;
  • самостоятельно разрабатывать годовой учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий, и утверждать по согласованию с Учредителем;
  • выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и настоящим Уставом;
  • выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся;
  • реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), в том числе и платные, не включенные в перечень основных образовательных программ;
    • привлекать дополнительные финансовые источники;
    • по согласованию с Учредителем арендовать и сдавать в аренду объекты собственности;

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ.

 

         3.1. Организация образовательного процесса в Общеобразовательном учреждении строится на основе учебного плана и программ, разрабатываемых в соответствии с базисным государственным учебным планом, и утверждённым директором Общеобразовательного учреждения, (далее Директор), и регламентируется расписанием занятий. Учебные нагрузки обучающихся не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определённых рекомендациями органов здравоохранения. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

         3.2. Общеобразовательное учреждение  самостоятельно в выборе системы оценок,  формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с настоящим Уставом и с Федеральным законом  "Об образовании".

         3.3. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся.

         3.4. Образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

         3.5. Обучение и воспитание в Общеобразовательном учреждении ведётся на русском языке. В качестве иностранного языка в Общеобразовательном учреждении преподаётся  немецкий  язык.

         3.6. Количество часов, отведённых на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже  количества часов, определённых государственным  примерным учебным планом.

         3.7. Обучение по индивидуальным учебным планам осуществляется по решению педагогического Совета Общеобразовательного учреждения, а для детей с ограниченными возможностями здоровья, также по заключению медико-педагогической комиссии, комиссии ВКК.

         3.8. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнем общеобразовательных программ трёх ступеней общего образования:

  • I ступень – начальное общее образование – нормативный срок освоения 4 года (1-4 классы);
  • II ступень –основное общее образование – нормативный срок освоения 5 лет (5-9 классы);
  • III ступень –среднее (полное) общее образование - нормативный  срок освоения 2 года (10-11 классы)
  • специальное (коррекционное) образование по программам VII и VIII видов (нормативный срок освоения   9 лет);
  • дополнительные образовательные программы – нормативный срок обучения устанавливается в зависимости от реализуемой программы.

         3.9. Количество и наполняемость классов Общеобразовательного учреждения, определяется исходя из потребностей населения. Количество классов в Общеобразовательном учреждении устанавливается в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.

Наполняемость классов и групп продленного дня Общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся.

При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которые определяются настоящим Уставом.

         3.10.   При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет  не менее 20 человек.

При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.

3.11. При наличии материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов Общеобразовательное учреждение создает условия для предшкольной и предпрофильной подготовки, профильного обучения. По согласованию с учащимися, их родителями (законными представителями) для каждого школьника может быть разработан индивидуальный учебный план.

         3.12. Общеобразовательное учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей).     

         3.13. В Общеобразовательном учреждении по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.

         3.14. Порядок перевода учащихся в следующий класс.

         3.14.1. Обучающиеся, освоившие в полном объёме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс приказом Директора по представлению педагогического Совета Общеобразовательного учреждения.

3.14.2. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение летнего периода и первой четверти следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей).

3.14.3. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года  и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) и с учетом рекомендаций педагогического Совета Общеобразовательного учреждения оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

Обучающиеся, не освоившие основную образовательную программу учебного года, с письменного согласия родителей (законных представителей) направляются на районную медико-педагогическую комиссию, осуществляющую диагностическое обследование уровня развития ребенка, в целях решения вопроса о продолжении их обучения и определении вида программы обучения.

3.14.4. Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в иных формах.

3.14.5. Перевод обучающегося в любом случае осуществляется по решению педагогического Совета Общеобразовательного учреждения.

3.14.6. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. 

         3.15.  Промежуточная аттестация учащихся.

3.15.1. При промежуточной аттестации устанавливается качественная система оценок в 1-м  классе, в 2 – 11-х классах устанавливается пятибалльная система оценок: минимальный балл – «1», максимальный балл – «5».

3.15.2. Учащиеся в 2 – 9-х классах аттестуются по всем предметам по окончании каждой четверти, 10-х – 11-х классов – по полугодиям. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки на основании   четвертных и полугодовых оценок. По предметам, на изучение которых в учебном плане отводится 0, 5 -1 час в неделю, промежуточная аттестация обучающихся 2 – 9-х классов может осуществляться по полугодиям. Решение о перечне учебных предметов в этом случае принимается ежегодно педагогическим Советом Общеобразовательного учреждения.

3.15.3. Ежегодная промежуточная аттестация по отдельным предметам в форме контрольных работ, зачётов или экзаменов проводится в конце учебного года, начиная с 4 класса. Форма, порядок и сроки проведения такой аттестации в данном учебном году принимается педагогическим советом Общеобразовательного учреждения не позднее 30 октября. Решение педагогического Совета Общеобразовательного учреждения по данному вопросу доводится до сведения участников образовательного процесса приказом Директора.

          3.15.4. Общеобразовательное учреждение имеет право на принятие решения о  промежуточной  аттестации  учащихся  и  проведении  переводных  экзаменов    в 3 – 8-х классах и 10 классах. Сроки проведения, порядок и форма аттестации утверждаются решением педагогического Совета Общеобразовательного учреждения и доводятся до сведения учащихся и их родителей.

         3.16. Итоговая аттестация учащихся.

         3.16.1.Освоение образовательных программ основного общего образования  завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников, проводимой в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений РФ. 

         3.16.2. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы  среднего (полного) общего образования, проводится в форме единого государственного экзамена и иных формах проведения государственной (итоговой) аттестации, установленных федеральным органом исполнительной власти.

         3.16.3. Единый государственный экзамен представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.

Единый государственный экзамен проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.

     3.16.4. Результаты единого государственного экзамена признаются Общеобразовательным учреждением, в котором реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации.

         3.16.5. Лицам, сдавшим единый государственный экзамен, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия такого свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения.

         3.16.6.   Порядок проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе порядок подачи и рассмотрения апелляций, форма и порядок выдачи свидетельства о результатах единого государственного экзамена определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

         3.16.7. Выпускникам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью  Общеобразовательного учреждения.

Выпускники Общеобразовательного учреждения, достигшие особых успехов при освоении образовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью.

Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

Обучающиеся переводного класса, имеющие по всем предметам, изучавшимся в этом классе, четвертные и годовые отметки «5», награждаются похвальным листом «За отличные успехи в учении».

          3.16.8. Выпускники, не завершившие основного общего образования, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из предметов на государственной (итоговой) аттестации в дополнительные сроки, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или получают справку об обучении в Общеобразовательном учреждении  установленного  образца.

         3.16.9. Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, не прошедшим государственную (итоговую) аттестацию или получившим на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка установленного образца.

  3.16.10. Лица, не прошедшие государственную (итоговую) аттестацию по результатам освоения основных образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования или получившие на указанной аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

         3.17. Режим занятий обучающихся, воспитанников (с учетом организации внеурочной деятельности).

3.17.1. Учебный год в Общеобразовательном учреждении начинается первого сентября.  

         3.17.2. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Годовой учебный график разрабатывается и утверждается Общеобразовательным учреждением по согласованию с Учредителем.

         3.17.3.  Режим работы Общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется Общеобразовательным учреждением самостоятельно.

         3.17.4.    Решением    педагогического     совета          Общеобразовательного учреждения  ежегодно   устанавливается  продолжительность урока  45  минут, перерывы между занятиями, наличие обучения  по  сменам,  организация  учебного процесса в  выходные и праздничные дни.

         3.17.5. Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяются Уставом Общеобразовательного учреждения в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

         3.17.6.  Распорядок занятий, продолжительность уроков и перерывов между ними, сроки проведения каникул и их продолжительность устанавливается годовым календарным учебным графиком, который утверждается Директором Общеобразовательного учреждения по согласованию с  Учредителем.

         3.18. В процессе обучения учителями Общеобразовательного учреждения осуществляется контроль над уровнем усвоения образовательной программы, который оценивается по пятибалльной системе. Учитель проверяет и оценивает письменные работы, устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, заносит оценку в классный журнал и дневник обучающегося.

         3.19. Общеобразовательное учреждение на бесплатной основе оказывает обучающимся следующие дополнительные образовательные услуги:

  • факультативы, групповые и индивидуальные занятия;
  • спортивные секции;
  • кружковая работа.

         3.20. Общеобразовательное учреждение может оказывать на договорной основе обучающимся, населению, предприятиям и учреждениям, организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. В частности, Общеобразовательное учреждение вправе (при наличии соответствующей лицензии):

  • по договорам совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку учащихся;
  • организовывать изучение специальных дисциплин сверх часов и сверх программы по данной дисциплине, предусмотренной учебным планом;
  • проводить репетиторство;
  • организовывать курсы по подготовке к поступлению в средние и высшие  профессиональные образовательные учреждения;
  • организовывать курсы по изучению иностранных языков;
  • создавать кружки по обучению игре на музыкальных инструментах, фото-, кино-, видео-, радиоделу;

- кройке и шитью, вязанию, домоводству, танцам;

- группы здоровья;

  • создавать студии, группы, факультативы,  работающие по программам дополнительного образования детей; 
  • организовывать учебные группы для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • создавать группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (подготовительные к учёбе в Учреждении групп детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения);
  • создавать спортивные и физкультурные секции, группы по игровым видам спорта, лёгкой атлетике, ритмике, настольному теннису.

Средства, полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, реинвестируются в образовательный процесс, в том числе на приобретение учебного оборудования, социальную и материальную поддержку работников Общеобразовательного учреждения. 

Общеобразовательное учреждение имеет право привлекать сторонние организации и фирмы для оказания платных дополнительных образовательных услуг при наличии у них соответствующей образовательной лицензии.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в его бюджет. Общеобразовательное учреждение вправе оспорить указанное действие Учредителя в суде.

3.21. Дисциплина в Общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к обучающимся не допускается.

3.22.   Охрана здоровья обучающихся:

      3.22.1. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Учебная и внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяются Уставом Общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

         3.22.2. Для детей, нуждающихся в длительном лечении, занятия  могут проводиться Общеобразовательным учреждением на дому.

         3.22.3.  Педагогические работники Общеобразовательного учреждения обязаны периодически проходить бесплатное медицинское обследование.

         3.22.4. Медицинское обслуживание обучающихся в         Общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен  органом здравоохранения за этим Общеобразовательным учреждением, который наряду с администрацией, педагогическими работниками Общеобразовательного учреждения несет ответственность за проведением лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Общеобразовательное учреждение обязано предоставить соответствующее помещение для работы медицинских работников.

         3.22.5.  Организация питания по согласованию с Учредителем возложено на Общеобразовательное учреждение.

         3.22.6.  Расписание занятий в Общеобразовательном учреждении предусматривает перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

         3.22.7.  В Общеобразовательном учреждении предусмотрено помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи.

 

4. ПОРЯДОК КОМПЛЕКТОВАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

         4.1. Порядок приёма учащихся. 

         4.1.1. В первый класс принимаются все подлежащие обучению дети, проживающие на территории данного муниципального образования. Обучение детей в Общеобразовательном  учреждении, реализующем  программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев независимо от уровня их подготовки и  при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья,  но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) Учредитель Общеобразовательного учреждения вправе разрешить приём детей в Общеобразовательное учреждение  для обучения в более раннем или более позднем возрасте. Запрещается приём детей в 1-й класс на конкурсной основе.    

         4.1.2. Для зачисления детей в первый класс предоставляются следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей);
  • медицинская карта формы № 026/у-2000;
  • копия свидетельства о рождении ребенка;
  • справка о составе семьи.

         4.1.3. При приеме детей в школу в порядке перевода из другого образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, помимо документов, предусмотренных п. 4.1.2. настоящего Устава, предоставляется также личное дело обучающегося, выписка текущих оценок по всем предметам, заверенная печатью Общеобразовательного учреждения (при переходе в течение года).

         4.1.4. Прием в школу для обучения и воспитания оформляется приказом Директора Общеобразовательного учреждения.

         4.1.5. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

                   4.1.6. Количество набираемых 10-х классов регламентируется наличием педагогических кадров и помещений Общеобразовательного учреждения.

Порядок организации получения образования в профильных классах определяется примерным Положением и Уставом Общеобразовательного учреждения.

      4.1.7. Детям, достигшим необходимого возраста, но не проживающим на территории данного муниципального образования, может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест в Общеобразовательном учреждении.

         4.1.8. При наличии свободных мест и успешном прохождении аттестации в Общеобразовательное учреждение могут быть приняты лица, не достигшие 18 лет и не имеющие среднего образования в порядке перевода из другого образовательного учреждения, реализующего образовательную программу соответствующего уровня; ранее получавшие общее образование в форме семейного образования или самообразования.

         4.1.9. Общеобразовательное учреждение знакомит поступающего на обучение и его родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми Общеобразовательным учреждением и другими документами, регламентирующими организацию общеобразовательного процесса.  С родителями (законными представителями)  первоклассников Общеобразовательное учреждение заключает договор о предоставлении общего образования.     

         4.2. Общеобразовательное учреждение оказывает помощь родителям в создании условий для получения их детьми среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

         4.2.1. Порядок организации получения образования в семье определяется примерным Положением о получении образования в семье, утвержденным министерством образования Российской Федерации.

        4.2.2. Порядок организации получения общего образования в форме экстерната определяется примерным Положением о получении общего образования в форме экстерната, утвержденным Министерством образования Российской Федерации.

        4.2.3. Общеобразовательное учреждение обеспечивает занятия на дому с учащимися, в соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с инструкциями Министерства образования РФ выделяется количество учебных часов в неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов, ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители) обязаны создать условия для проведения занятий на дому.

        4.2.4. Общеобразовательное учреждение по желанию обучающегося и его родителей (законных представителей) содействует освоению образовательных программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или экстерната.

        4.2.5.  Общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными.

        4.2.6.  Требование обязательности  общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

4.2.7. По согласованию с родителями (законными представителями) и Учредителем обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить Общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования.

4.3.  Порядок исключения учащегося из Общеобразовательного учреждения.        

          4.3.1. По решению педагогического Совета Общеобразовательного учреждения   за неоднократно совершенные грубые нарушения Устава Общеобразовательного учреждения допускается исключение из данного Общеобразовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

  Исключение обучающегося из Общеобразовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в Общеобразовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников Общеобразовательного учреждения, а также нормальное функционирование Общеобразовательного учреждения.

                  Грубым нарушением дисциплины признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде: причинения ущерба имуществу Общеобразовательного учреждения,  имуществу обучающихся, работников, посетителей Общеобразовательного учреждения, причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, работников, посетителей Общеобразовательного учреждения, дезорганизации работы Общеобразовательного учреждения.

         4.3.2. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

         4.3.3. Решение об исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается педагогическим Советом Общеобразовательного учреждения с предварительного согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органа опеки и попечительства и оформляется приказом Директора Общеобразовательного учреждения.

         4.3.4.  Общеобразовательное учреждение незамедлительно информирует об исключении обучающегося из Общеобразовательного учреждения его родителей (законных представителей) и Учредителя.

4.3.5.     Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с Учредителем и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из Общеобразовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

 

5. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

 

         5.1.  К компетенции  Учредителя относятся:

  • организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 
  • утверждение Устава Общеобразовательного учреждения, изменений и дополнений в него;
  • назначение и освобождение от должности руководителя Общеобразовательного учреждения;
  • создание, реорганизация и ликвидация Общеобразовательного учреждения;
  • обеспечение содержания зданий и сооружений Общеобразовательного учреждения, обустройство прилегающих к нему территорий;
  • определяет правила приема обучающихся в Общеобразовательное учреждение;
  • устанавливает порядок прохождения аттестации для руководящих работников Общеобразовательного учреждения.

         5.2.  К компетенции органа управления образованием относятся:

  • заключение трудового договора с руководителем Общеобразовательного учреждения;
  • осуществление контроля организации учебно-воспитательного процесса, поддержания в Общеобразовательном учреждении необходимых условий для обучения, воспитания, охраны жизни и здоровья обучающихся;
    • утверждение сметы доходов и расходов;
    • согласование годового календарного учебного графика Общеобразовательного учреждения.

        5.3. Компетенция Общеобразовательного учреждения:

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемыми в пределах собственных финансовых средств;
  • привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом Общеобразовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств;
  • предоставление Учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самооценки деятельности Общеобразовательного учреждения (самообследования);
  •  подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
  • использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
  •  разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
  •  разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
  • разработка и утверждение по согласованию с Учредителем годовых календарных учебных графиков;
  • установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
  • установление заработной платы работников Общеобразовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
  • разработка и принятие Устава коллективом Общеобразовательного учреждения для внесения его на утверждение;
  • разработка и принятие правил внутреннего распорядка Общеобразовательного учреждения, иных локальных актов;
  • самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об Общеобразовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом «Об образовании»;
  •  самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с Уставом Общеобразовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;
  • осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Общеобразовательного учреждения в соответствии со своим Уставом и требованиями настоящего Закона;
  • создание в Общеобразовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников  Общеобразовательного учреждения;
  •  содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
  •  координация в Общеобразовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
  • осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной Уставом Общеобразовательного учреждения;
  • определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких Общеобразовательных учреждениях;
  • обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;
  • обеспечение создания и ведения официального сайта Общеобразовательного учреждения в сети Интернет.

         5.4. Общеобразовательное учреждение несет ответственность за:

  • невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;
    •  качество образования своих выпускников;
    • жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников Общеобразовательного учреждения во время образовательного процесса;
    • нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников Общеобразовательного учреждения;
    • иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

5.5. Общеобразовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующей информации:

5.5.1. сведения:

  • о дате создания Общеобразовательного учреждения;
  • о структуре Общеобразовательного учреждения;
  • о реализуемых основных и дополнительных образовательных программах с указанием численности лиц, обучающихся за счет средств бюджета, по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения;
    • об образовательных стандартах;
    • о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;
    • о материально-техническом обеспечении и об оснащенности образовательного процесса (в том числе о наличии библиотеки, общежитий, спортивных сооружений, об условиях питания, медицинского обслуживания, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям);
    • об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся;
    • о направлениях опытно-экспериментальной деятельности и базе для ее осуществления;
    • о наличии стипендий и иных видов материальной поддержки, об условиях предоставления их обучающимся;
    • о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств по итогам финансового года;

5.5.2. копии:

  • документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
  • свидетельства о государственной аккредитации (с приложениями);
  • утвержденных в установленном порядке плана финансово-хозяйственной деятельности или бюджетной сметы Общеобразовательного учреждения;

5.5.3. отчет о результатах самообследования;

  5.5.4. порядок оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, с указанием стоимости платных образовательных услуг;

5.5.5. Информация, указанная в пункте 5.5.1. настоящего Устава, подлежит размещению на официальном сайте Общеобразовательного учреждения в сети Интернет и обновлению в течение тридцати дней со дня внесения соответствующих изменений.

Порядок размещения в сети Интернет и обновления информации об Общеобразовательном учреждении, в том числе содержание и форма ее представления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

         5.6. Непосредственное управление Общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Директор, назначаемый Учредителем.

         5.6.1. Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности Общеобразовательного учреждения, не входящие в компетенцию органов самоуправления Общеобразовательного учреждения, Учредителя и органа управления образованием района.

                   Директор без доверенности:

  • действует от имени Общеобразовательного учреждения, представляет его интересы во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органах;
    • заключает договоры, в т.ч. трудовые, выдает доверенности;
    • открывает в установленном порядке счета согласно п.1.7 настоящего Устава, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Общеобразовательного учреждения в пределах, установленных действующим законодательством и настоящим Уставом;
    • издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Общеобразовательного учреждения;
    • формирует и утверждает структуру управления деятельностью Общеобразовательного учреждения, штатное расписание, графики и расписания занятий по согласованию с органом управления образованием;
    • утверждает должностные инструкции, инструкции по технике безопасности;
    • распределяет учебную нагрузку, устанавливает заработную плату работников Общеобразовательного учреждения, в т.ч. надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования в соответствии с действующим законодательством.

    Совмещение должности Директора Общеобразовательного учреждения с другими руководящими должностями (кроме научно-педагогического руководства) внутри Общеобразовательного учреждения или вне Общеобразовательного учреждения не допускается.

         5.6.2. Директор Общеобразовательного учреждения несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), государством, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором, настоящим Уставом.

       5.7. Управление Общеобразовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются:

  • общее собрание трудового коллектива;
  • педагогический Совет Общеобразовательного учреждения;
  • общественный Управляющий совет;
  • родительский комитет;
  • методическое объединение.

Порядок выборов органов самоуправления Общеобразовательного учреждения и их компетенции определяются его Уставом.

         5.7.1. В состав общего собрания трудового коллектива входят все работники Общеобразовательного учреждения. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей списочного состава работников школы и проводится не менее двух раз в год или по мере необходимости.

         5.7.2. Общее собрание трудового коллектива имеет право:

  • разрабатывать и принимать Устав Общеобразовательного учреждения, изменения и дополнения к Уставу Общеобразовательного учреждения, с последующим представлением Учредителю для утверждения;
  • обсуждать и принимать коллективный трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты;
  • определять численность комиссии по трудовым спорам Общеобразовательного учреждения и сроки ее полномочий, избирает ее членов;
  • выдвигать коллективные требования работников Общеобразовательного учреждения и избирать полномочных представителей для участия в решении коллективного трудового спора;
  • принимать решения об объявлении забастовки и выбора органа, возглавляющего забастовку;
  • обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива Общеобразовательного учреждения и принимать решение о вынесении, в случае виновности, общественного порицания.

Решения на общем собрании трудового коллектива принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

         5.7.3. В целях развития и совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста учителей и воспитателей в Общеобразовательном учреждении действует педагогический совет – коллегиальный орган, объединяющий педагогических работников Общеобразовательного учреждения.

Педагогический совет под председательством Директора Общеобразовательного учреждения:

  • обсуждает и производит выбор различных вариантов содержания образования, форм, методов обучения и воспитания;
  • принимает решение о формах проведения в данном календарном году промежуточной аттестации;
  • принимает решение об исключении обучающегося или о переводе его в следующий класс,  а также по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося об оставлении его на повторное обучение в том же классе или продолжения обучения в форме семейного воспитания;
    • обсуждает годовой календарный учебный график.

Заседания педагогического Совета созываются один раз в квартал, в соответствии с планом работы Общеобразовательного Учреждения. Внеочередные заседания педагогического Совета проводятся по требованию не менее одной трети педагогических работников Общеобразовательного учреждения. Решение педагогического Совета является правомочным, если на его заседании присутствует не менее двух третьих его членов. Процедура голосования определяется педагогическим советом Общеобразовательного учреждения. Решения педагогического Совета Общеобразовательного учреждения реализуются приказом Директора Общеобразовательного учреждения.

         5.7.4. В Общеобразовательном учреждении действует  Управляющий совет. Его деятельность регламентируется «Положением об Управляющем совете школы»

           Управляющий  совет:

  • определяет основные направления развития Общеобразовательного учреждения;
  • содействует созданию в Общеобразовательном учреждении оптимальных условий и форм организации Общеобразовательного учреждения;
  • распределяет по представлению руководителя Общеобразовательного учреждения стимулирующие выплаты педагогическому персоналу Общеобразовательного учреждения, вносит рекомендации по распределению стимулирующих выплат учебно-вспомогательному и обслуживающему персоналу;
  • согласовывает по представлению руководителя Общеобразовательного учреждения смету расходования средств, полученных Общеобразовательным учреждением от уставной, приносящей доход деятельности и из иных внебюджетных источников;
  • согласовывает школьный компонент Общеобразовательного учреждения учебного плана, введение новых методик образовательного процесса и образовательных технологий;
  • осуществляет контроль за соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания и труда в Общеобразовательном учреждении, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, за целевым и рациональным расходованием финансовых средств Общеобразовательного учреждения;
  • формирует собственный фонд (из средств родителей, спонсоров в форме пожертвования);
    • контролирует использование средств фонда;
    • регулярно информирует участников образовательного процесса о своей деятельности и принимаемых решениях;
    • участвует в подготовке и утверждает публичный (ежегодный) доклад Общеобразовательного учреждения;
    • представляет Общеобразовательное учреждение перед другими организациями.

         5.7.5. Родительский комитет Общеобразовательного учреждения избирается на основании Положения о родительском комитете.

         5.7.6. В Общеобразовательном учреждении могут создаваться организации ученического самоуправления и ученические организации.

Общеобразовательное учреждение предоставляет представителям ученических организаций необходимую информацию и допускает к участию в заседаниях органов самоуправления при обсуждении вопросов, касающихся интересов учащихся.

         5.8. Общеобразовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, на основании Положения об оплате труда работников общеобразовательных учреждений муниципального района.

Формирование и распределение фонда оплаты труда и стимулирования по категориям работников осуществляется в пределах объема средств на текущий  финансовый год в соответствии с региональным расчетным годом по душевым нормативам, поправочным коэффициентам и утверждается сметой. 

Ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников  несет Директор Общеобразовательного учреждения.

 

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

         6.1. Участниками образовательного процесса в учреждении являются педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, обучающиеся.

 6.2. Лица, указанные в п. 6.1. настоящего Устава, должны быть ознакомлены с Уставом Общеобразовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим Общеобразовательным учреждением, правами и обязанностями участников образовательного процесса и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.   

         6.3. Дисциплина в Общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается.

         6.4. Права и обязанности участников образовательного процесса в Общеобразовательном учреждении определяются Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении.

         6.5. Порядок комплектования Общеобразовательного учреждения работниками регламентируется настоящим Уставом. Для работников Общеобразовательного учреждения работодателем является данное Общеобразовательное учреждение в лице его Директора.

На педагогическую работу в Общеобразовательное учреждение принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и квалификации. Срок действия трудового договора определяется работником и работодателем при его заключении.

6.6. К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

6.7. Трудовые отношения работника и Общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

6.8. Заработная плата и должностной оклад работнику выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором. Выполнение работником Общеобразовательного учреждения других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

         6.9. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном Общеобразовательном учреждении.

6.10. Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.

         6.11. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).

         6.12. В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

         6.13. Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением установленных случаев пункта 6.9.

         6.14. При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное Общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

         6.15. На педагогического работника Общеобразовательного учреждения с его согласия приказом Общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

         6.16. Педагогическим работникам Общеобразовательного учреждения (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

         6.17. Педагогические работники Общеобразовательного учреждения имеют право:

  • участвовать в управлении школой в порядке, определенном настоящим Уставом;
    • на защиту профессиональной чести и достоинства;
    • на самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся в соответствии с образовательной программой, утвержденной Общеобразовательным учреждением;
    • проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогических работников, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Непрерывность профессионального развития работников Общеобразовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) образования должна обеспечиваться освоением работниками Общеобразовательного учреждения дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет в Общеобразовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности.

  • на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ и Воронежской области, а также на дополнительные меры социальной поддержки, представляемые в Воронежской области педагогическим работникам;
  • определение учебной нагрузки на новый учебный год до ухода в очередной отпуск;
  • аттестовываться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
    • на получение пенсии по выслуге лет;
    • на сокращенную рабочую неделю;
    • на удлиненный оплачиваемый отпуск
    • длительный отпуск на срок до одного года, но не реже чем за каждые десять лет непрерывной преподавательской работы;

         6.18. Работники обязаны соблюдать:

  • Конституцию РФ;
  • законы Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Воронежской области, администрации Грибановского муниципального района;
    • Устав Общеобразовательного учреждения;
    • правила внутреннего трудового распорядка дня;
    • условия трудового договора;
    • должностные инструкции;
    • правила по технике безопасности и пожарной безопасности;
    • локальные акты.

         6.19. Права и обязанности учащихся регламентируются настоящим Уставом и правилами поведения для учащихся.

         6.20. Обучающиеся в Общеобразовательном учреждении имеют право на:

  • получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются Уставом Общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;
  •  бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами  Общеобразовательного учреждения;
  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • участие в управлении Общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом Общеобразовательного учреждения;
  • уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

        6.21. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (законных представителей). Принуждение обучающихся к вступлению  в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

         6.22. Обучающиеся обязаны выполнять Устав Общеобразовательного учреждения, правила внутреннего распорядка, добросовестно учиться, бережно  относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

        6.23. Обучающимся Общеобразовательного учреждения запрещается:

  • приносить, передавать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества, антиобщественную литературу;
  • использовать любые средства и вещества, которые могут привести к взрывам и пожарам;
  • применять физическую силу для выяснения личных отношений, прибегать к методам запугивания и вымогательства;
  • производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.

         6.24. Отношения между родителями (законными представителями) обучающихся и Общеобразовательным учреждением    регулируются положениями настоящего Устава.

         6.25. Родители (законные представители) обучающихся имеют право:

  • выбирать Общеобразовательное учреждение, форму получения образования;
    • защищать законные права и интересы детей;
    • участвовать в управлении Общеобразовательным учреждением в порядке, предусмотренном настоящим Уставом и положениями об органах самоуправления;
    • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, условиями быта и досуга обучающихся;
    • консультироваться с педагогическими и психологическими работниками Общеобразовательного учреждения по проблемам воспитания и обучения их детей; 

         6.26. Родители (законные представители) обучающихся обязаны:

  • выполнять Устав Общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • нести ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования;
  • нести ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в случае перевода ребенка в следующий класс условно;
  • создавать необходимые условия для получения своими детьми среднего (полного) общего образования;
  • выполнять решения Управляющего совета Общеобразовательного учреждения;
  • посещать родительские собрания, при необходимости являться в Общеобразовательное учреждение по вызову администрации или учителей для индивидуальной педагогической беседы по учебно-воспитательному процессу и оказания конкретной педагогической помощи.

 

7. ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

       7.1. Для обеспечения уставной деятельности Общеобразовательное учреждение имеет право принимать   следующие локальные акты:

  • образовательную программу начального общего образования Общеобразовательного учреждения;
  • образовательную программу основного общего образования Общеобразовательного учреждения;
  • образовательную программу среднего (полного) общего образования Общеобразовательного учреждения;
    • программу развития Общеобразовательного учреждения;
    • годовой учебный план;
    • правила внутреннего трудового распорядка; 
    • режим дня;
    • штатное расписание;
    • правила для учащихся;
    • инструкции по правилам техники безопасности;
    • должностные инструкции;
    • приказы Директора Общеобразовательного учреждения;
    • положения;
    • другие локальные акты, не противоречащие законодательству РФ и настоящему Уставу.

 

8.  ИМУЩЕСТВЕННЫЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

          8.1. Имущество Общеобразовательного учреждения является муниципальной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Общеобразовательное учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с основными целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества.

        Земельные участки закрепляются за Общеобразовательным учреждением в на праве постоянного (бессрочного) пользования.    

       8.2. Общеобразовательное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного управления, а также приобретенным за счет средств бюджета, без согласия собственника этого имущества.

       8.3. Общеобразовательное учреждение обязано:

  • эффективно использовать имущество;
  • предоставлять Учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
  • обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению;
  • не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением нормативного износа в процессе эксплуатации;
  • осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества без возмещения любых произведенных улучшений имущества;
  • начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества.

       8.4. Неиспользуемое, излишнее, либо используемое не по назначению имущество Общеобразовательного учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, может быть изъято собственником (уполномоченным органом), который вправе распорядиться им по своему усмотрению.

        Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за Общеобразовательным учреждением, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        8.5. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются:

  • собственные средства Учредителя;
  • бюджетные и внебюджетные средства;
  • имущество, переданное Общеобразовательному учреждению собственником  (уполномоченным им органом);
  • средства, полученные от родителей (законных представителей), за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;
  • доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности;
  • добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;
  • безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, учреждений и граждан, в том числе родительская плата на питание учащихся (осуществляется на основании внебюджетной сметы доходов и расходов текущего года утвержденной Директором Общеобразовательного учреждения, решения общешкольного родительского собрания и Управляющего совета);
  • и другие источники в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

        8.6. Финансирование Общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных и местных нормативов, не зависящих от количества воспитанников.

        8.7. Общеобразовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных настоящим Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджета Учредителя. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у Общеобразовательного учреждения или зачтены Учредителем в объем финансирования будущего года.

         8.8. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении денежных средств. При недостаточности денежных средств Общеобразовательного учреждения по обязательствам отвечает собственник имущества в установленном законом порядке.

8.9. Заключение и оплата Общеобразовательным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных Общеобразовательному учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных ранее обязательств.

Договоры и контракты, превышающие в рамках указанных Федеральным законом « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сумм, заключаются Общеобразовательным учреждением в соответствии с законодательством в сфере размещения заказов. При этом Общеобразовательное учреждение осуществляет функции муниципального заказчика на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с действующим законодательством РФ.

         8.10. Общеобразовательное учреждение не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение либо обременение имущества, закрепленного за Общеобразовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных Общеобразовательному учреждению из муниципального  бюджета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

8.11. Общеобразовательное учреждение не вправе осуществлять долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных), организаций, приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и получать доходы (дивиденды, проценты) по ним.

8.12. Общеобразовательное учреждение вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, вести обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Доход от указанной деятельности Общеобразовательного учреждения используется им в соответствии  с законодательством Российской Федерации и уставными целями.

8.13. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств районного бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются Учредителем в районный бюджет. Образовательное учреждение вправе оспорить указанное действие Учредителя в суде.

8.14. Общеобразовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его Уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям.

Осуществление указанной деятельности  допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Доходы от приносящей доход деятельности поступают в районный бюджет.

Учредитель вправе приостановить приносящую доход деятельность Общеобразовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной Уставом, до решения суда по этому вопросу.

8.15. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

8.16. В пределах, имеющихся в его распоряжении финансовых средств, Общеобразовательное учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и  оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

         8.17. За искажение государственной отчетности должностные лица Общеобразовательного учреждения несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

         8.18. Контроль и ревизия деятельности Общеобразовательного учреждения осуществляется Учредителем, а также налоговыми, природоохранительными и другими уполномоченными органами в пределах их компетенции, на которые в соответствии с действующим законодательством и законодательными актами Российской Федерации возложена проверка деятельности государственных учреждений.

 

9. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ УСТАВА

 

Внесение изменений и дополнений в Устав осуществляется и принимается Общеобразовательным учреждением и утверждается Учредителем.

 

10. ПОРЯДОК РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

 

         10.1. Деятельность Общеобразовательного учреждения может быть прекращена путем реорганизации или ликвидации в соответствии с законодательством РФ и Воронежской области.

         10.2. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством РФ.

        10.3. Реорганизация осуществляется в порядке, установленном органом местного самоуправления.

         10.4. При реорганизации (изменении организационно-правовой формы, статуса) Общеобразовательного учреждения, его Устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

         10.5. Ликвидация Общеобразовательного учреждения может быть осуществлена:

  • по решению Учредителя;
  • по решению судебных органов.

         10.6. При ликвидации или реорганизации Общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года Учредитель берет на себя ответственность за перевод воспитанников и обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями).

         Ликвидация   Общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенного пункта, обслуживаемых данным Общеобразовательным учреждением.  

       10.7. При ликвидации и реорганизации увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

       10.8. В случае ликвидации Общеобразовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с Уставом Общеобразовательного учреждения.

      10.9. Ликвидация считается завершенной, а Общеобразовательное учреждение прекратившим свое существование с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения Малогрибановской  средней общеобразовательной школы принят общим собранием трудового коллектива

протокол № 2 от 16. 12. 2011 г.

 

Директор ________ Л. Н. Корнеева

 

 

 

 

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz