АДМИНИСТРАЦИЯ  Грибановского муниципального района

ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Малогрибановская СОШ

 

 

Принята:                                                                                                            Утверждаю:

Педагогическим советом                                                 Директор ____________________

№11 от 24 мая 2011г                                                                                 /Корнеева Л.Н. /                                                          

2012г.

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа начальной школы

МКОУ Малогрибановская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Содержание____________________________________

 

 

  1. 1.      Целевой раздел

 

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...4

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………...........................15

1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и

 метапредметные результаты)………………………………….............................................................. 15

1.2.2 Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)……………………………………………20

1.2.3. Формирование ИКТ-компетентности  обучающихся (метапредметные результаты).22 1.2.4. Русский язык. Родной язык………………………………………………………………………………………….25

1.2.5.Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке………………………………….28

1.2.6.Иностранный язык(немецкий)……………………………………………………………………………………..32

1.2.7. Математика…………………………………………………………………………………………………………………..36

1.2.8. Окружающий мир…………………………………………………………………………………………………………39

1.2.9.Изобразительное искусство………………………………………………………………………………………….43

1.2.10. Музыка………………………………………………………………………………………………………………………..46

1.2.11 Технология…………………………………………………………………………………………………………………..48

1.2.12. Физическая культура………………………………………………………………………………………………….51

1.2.13. Планируемые результаты………………………………………………………………………………………….53

1.3.  Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной  

       образовательной программы начального общего образования

1.3.1. Основные индикаторы системы………………………………………………………………………………

1.3.2. Этапы и уровни исследования системы оценки образовательных результатов…….

1.3.3. Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и

            разделов курса.

 

  1. 2.      Содержательный раздел

 

2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени   

        начального общего образования                                                       

2.1.1.Ценностные ориентиры начального общего образования……………… ……………...........  66

2.1.2. Характеристика личностных , регулятивных, познавательных ,

коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………..67

2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных

            предметов……………………………………………………………………………………………….     69

2.1.4. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов

     освоения основной образовательной программы начального общего

     образования……………………………………………………………………………………………………………89

2.1.5.Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных,

       коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа

           России»…………………………………………………………………………………………………………… 107

 2.1.6 Планируемые результаты сформированности  универсальных учебных

           действий по завершении начального  обучения…………………………………………………109

2.2 Программы отдельных учебных предметов и курсов

2.2.1.Русский язык………………………………………………………………………………………………………………..

2.2.2.Математика…………………………………………………………………………………………………………………..

2.2.3.Литературное чтение……………………………………………………………………………………………………

2.2.4.Окружающий мир………………………………………………………………………………………………………….

2.2.5.Технология……………………………………………………………………………………………………………………

2.2.6.Искусство (музыка)…………………………………………………………………………………………………….

2.2.7.Искусство (ИЗО)…………………………………………………………………………………………………………..

2.2.8. Физическая культура…………………………………………………………………………………………………

2.2.9. Немецкий язык………………………………………………………………………………………………………….

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени 

        начального общего образования                                                       

2.3.1. Паспорт программы……………………………………………….…………………………………………….371

2.3.2. Ведущая идея программы……………………………………………………………………………………378

2.3.3.Виды деятельности, формы занятий и планируемые результаты духовно-

    нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального

     общего образования…………………………………………………………………………………………….385

2.3.4 Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному воспитанию………………   390

2.4. Программа формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни

 2.4.1 Паспорт программы ………………………………………………………………………………………………393

 2.4.2. Направления реализации программы…………………………………………….......................395

2.5. Программа коррекционной  работы……………………………………………………………………… 405

 

   3. Организационный раздел

3.1. Учебный план начального общего образования……………………………………………………….

3.2 . Структура обязательных предметных областей, реализуемых учебным планом

        образовательного учреждения…………………………………………………………………………………

3.3. Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного

        плана для образовательных учреждений, работающих по основной

        образовательной программе « Школа России»……………………………………………………….

3.4. Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса,

       с помощью  УМК « Школа России»………..…………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Пояснительная записка

 

Информационная карта

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение   Малогрибановская средняя общеобразовательная  школа

Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом

397210 Воронежская область, Грибановский район,  село  Малая  Грибановка, ул. Советская

Адрес места нахождения

Руководитель

Корнеева Любовь Николаевна, директор

 

Ф.И.О., должность

Учредитель

Администрация  Грибановского  муниципального района

Наименование

пгт. Грибановский, ул. Центральная, д.4, тел.:473-483-09-63

Адрес места нахождения

Год основания школы.

29.10.1986 г. – год ввода в эксплуатацию нового здания школы.

2000 г. – создано «Муниципальное общеобразовательное учреждение Малогрибановская школа среднего (полного) общего образования.

Устав учреждения утверждён постановлением главы администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 21.12.2009 №1288

Свидетельство о государственной аккредитации

Серия ГА №010561 от 22.01. 2008 г., регистрационный № ГУО-2013А, выдано Главным  управлением образования  Воронежской области на срок  до 22.01.2013года.

Лицензия

серия А № 301009 от 23.12.2010 г., регистрационный № И-1783, выдана Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области

     

 

Телефон

(473)48-44-8-38

 

Факс

(473) 48-44-8-38

e-mail

Zernich 49 @ yandex.ru

 

web-сайт

http://zernich 491 narod2.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              

Структура образовательной среды.

 

Основой структуры образовательной среды школы является 3-х ступенчатая модель обучения:

  • I ступень. Начальное общее образование.

-      4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.

  • II ступень. Основное общее образование. 5-9-е классы.

-      5-летний нормативный срок усвоения образовательных программ основного общего образования.

  • ·  III ступень. Среднее (полное) общее образование. 10-11-е классы.

-      2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.

 

На каждой ступени осуществляется взаимопреемственность с предыдущей.

 

Связь школы с общественностью.

 

 

-       Народный ансамбль  «Сельские  зори»

-Борисоглебское  музыкальное  училище

-      Борисоглебский государственный педагогический институт (БГПИ)

-      Институт маркетинга менеджмента и финансов (ИММиФ)

-      Сельский дом культуры (СДК)

-      Центр детского творчества (ЦДТ)

-      Детско-юношеский  центр (ДЮЦ)

-      Детско- юношеская спортивная школа (ДЮСШ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика контингента обучающихся

 

Структура контингента

Начальное общее образование

Основное общее образование

Среднее (полное)

общее образование

Всего

Количество обучающихся

16

21

12

49

Общее количество классов, в том числе:

4

5

4

11

Средняя наполняемость классов: 4,5 человек

 

 

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1-й класс.

 

 

Характеристика образовательных потребностей родителей

У родителей обучающихся начальной школы есть четкая потребность в создании прочной базы знаний обучающихся, которые необходимы для перехода в основную школу, где реализуется образовательная программа. Отмечается запрос на  повышение уровня комфортности и материально-технической базы, информатизации образовательного процесса и развития ИКТ. Наблюдается стремление большинства родителей к повышению качества дополнительного образования, становятся разнообразнее досуговые потребности. Школа стремится учитывать пожелания родителей обучающихся.

 

 

 

 

Режим работы

Учебный план начальной  школы  ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Немецкий язык изучается во 2-4-х классах. Учебный год начинается 1 сентября.

  • Продолжительность учебного года:

-      1 класс – 33 учебные недели;

-      2-4 классы – 34 учебные недели.

  • Продолжительность урока:

-      1 класс – 35 минут;

-      2-4 классы – 40 минут.

  • Режим работы – пятидневная неделя.
  • Максимально допустимая учебная нагрузка:

-      1 класс – 21 час в неделю;

-      2-4 классы – 23 часа в неделю.

Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель.

В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей:

-      учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

-      использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, четвертый урок в форме игры по расписанию с записью в классном журнале, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);

-      в середине учебного дня организованы две большие перемены по 20 минут;

-      обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (допустимо предлагать со второй четверти только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей);

-      со второго класса задания по предметам предлагаются по принципу «минимакса»: часть задания обязательна для выполнения, часть по желанию ученика. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам во 2-3-х классах – до 1,5 часов (90 минут), в 4-х классах – до 2 часов (120 минут) (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);

-      дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);

 

 

Характеристика кадрового состава

 

МОУ Малогрибановская СОШ обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления образовательного процесса.

Кадровый состав стабилен, текучесть низкая.

Средний возраст педагогических работников 40 лет.

Молодых специалистов 1.

В школе работают высококвалифицированные кадры.

 

Наличие в штате

 

  • учителей

10

  • педагогов дополнительного образования

1

  • других педагогических работников

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7                                                                                                          

В том числе:

 

имеют  образование

 

  • высшее профессиональное

10

  • неполное высшее профессиональное

-

  • начальное профессиональное

-

  • среднее профессиональное

3

  • среднее

-

имеют квалификационные категории

 

  • высшую

1

  • первую

10

  • вторую

1

  • без категории

1

Имеют ведомственные знаки отличия

 

  • «Отличник народного Просвещения»

1

               «Почётный работник общего образования РФ»

2

 

                                      Творческие достижения учеников и учителей.

 

Педагоги школы посещают районные семинары, конференции, открытые уроки, принимают активное участие в конкурсах педагогических мастерских:

 

- районные научно-практические конференции;

              -муниципальные педагогические конкурсы;

-   конкурс методических разработок «Такие разные уроки»;

-  конкурс «Молодой педагог 2010» ;

- конкурс «Учитель года».

 

На протяжении многих лет учителя школы обмениваются педагогическим опытом.

Обучающиеся школы регулярно участвуют в олимпиадах и конференциях всех уровней, становятся призерами и победителями 2 тура районного этапа предметных олимпиад школьников и  ежегодной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку».

Обучающиеся школы -  призеры и победители следующих конкурсов:

-VII районный фестиваль юных журналистов «Юнпресс»;

 

-конкурс проектов «Я-гражданин России»;

 

-районная краеведческая конференция «Летопись  воронежских деревень»;

-фотоконкурс, посвященный  Дню Победы;

-конкурс чтецов и творческих работ, посвященных Великой Победе.

В 2010-2011 учебном году обучающиеся начальной школы стали победителями в следующих конкурсах:

- районная краеведческая  викторина «Реки Грибановского района»;

- районный конкурс чтецов по творчеству  И.А.Крылова;

- конкурс сочинений «Моя семья».

 

 

8

Материально-техническая база

 

Материально-техническая база школы включает в себя оборудованные учебные и специализированные кабинеты, учебно-производственные мастерские по металлу и дереву,   один кабинет информатики и ИКТ, музыки, ОБЖ; дополнительные помещения:  столовая, библиотека, медицинский  кабинет,  спортивный (гимнастический) зал. Также школа имеет 3 открытые спортивные площадки для игры в футбол, баскетбол и волейбол. В зимний период оборудуется хоккейная площадка. Ноутбуки с мультимедийными проекторами как переносной комплекс позволяют проводить мультимедийные уроки в любом кабинете школы. В  школе:

-      19 компьютеров, 4 - имеют доступ к Интернету;

-      1 учебный компьютерный кабинет информатики имеет 4 персональных компьютера для обучающихся и 1 компьютер учителя, оборудованный мультимедийным проектором;

-      2 учебных кабинета оснащены интерактивными табло;

-      2 учебных кабинета оснащены мультимедийной проекционной техникой;

               -более 50 электронных методических и вспомогательных обучающих пособий на CD и DVD дисках для учителей-предметников.

 

Кабинеты  начальной школы  оснащены современными телевизорами,  DVD-проигрывателем, 2 проекторами, 4 ноутбуками, 1 компьютером. Все классы оснащены магнитными досками.

                                                                                Традиции школы

 

В школе существуют многолетние традиции, которые определяют основные направления воспитательной работы.

Приоритетными для школы являются гражданско-правовое и нравственно-эстетическое воспитание обучающихся.

 

Традиционно в школе проводятся следующие мероприятия:

-      месячник гражданско - патриотического воспитания;

-      посвящение в первоклассники;

-      месячник по профилактике правонарушений и преступлений;

-      акция «Спасибо, нет!;

-      месячник профилактики правонарушений и преступлений;

-      декада толерантности;

-      День освобождения Воронежа от фашистских захватчиков;

-      День Победы;

 

-              -вахта памяти, посвященная Дню Победы;

 

 

 - уроки мужества и встречи с ветеранами ВОВ;

-      конкурс детского рисунка, выпуск боевых листков и тематических газет;

-      вечер встречи выпускников;

-      Последний звонок, Выпускной бал.

-       Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения  Малогрибановская сош  разработана в соответствии с:

  • Законом РФ «Об Образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 (с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30

9

  • июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля 2009 г.);
  • Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373);
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010г. №1241г. Москва «О внесении изменений в ФГОС, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.09г. №373»;
  • Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);

  .   Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);

  • Уставом МОУ Малогрибановская сош;
  • Правилами внутреннего распорядка МОУ Малогрибановская сош;
  • на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекта «Школа России»

Образовательная программа МОУ Малогрибановская сош в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
  • примерный учебный план УМК «Школа России»;

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»;                                                     
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
  • программа коррекционной работы на основе принципов деятельности в УМК «Школа России»;
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Образовательная программа МОУ Малогрибановская сош соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования

Актуальность программы.Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования                                                                                                                        10

необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.                                              

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения;

 

учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

 

·                 обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательны

Создать бесплатный сайт с uCoz