|
Содержание____________________________________
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...4 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………...........................15 1.2.1. Формирование универсальных учебных действий (личностные и метапредметные результаты)………………………………….............................................................. 15 1.2.2 Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)……………………………………………20 1.2.3. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты).22 1.2.4. Русский язык. Родной язык………………………………………………………………………………………….25 1.2.5.Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке………………………………….28 1.2.6.Иностранный язык(немецкий)……………………………………………………………………………………..32 1.2.7. Математика…………………………………………………………………………………………………………………..36 1.2.8. Окружающий мир…………………………………………………………………………………………………………39 1.2.9.Изобразительное искусство………………………………………………………………………………………….43 1.2.10. Музыка………………………………………………………………………………………………………………………..46 1.2.11 Технология…………………………………………………………………………………………………………………..48 1.2.12. Физическая культура………………………………………………………………………………………………….51 1.2.13. Планируемые результаты………………………………………………………………………………………….53 1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования 1.3.1. Основные индикаторы системы……………………………………………………………………………… 1.3.2. Этапы и уровни исследования системы оценки образовательных результатов……. 1.3.3. Показатели ожидаемой готовности первоклассников к изучению отдельных тем и разделов курса.
2.1. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования 2.1.1.Ценностные ориентиры начального общего образования……………… ……………........... 66 2.1.2. Характеристика личностных , регулятивных, познавательных , коммуникативных универсальных учебных действий…………………………………………………..67 2.1.3. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов………………………………………………………………………………………………. 69 2.1.4. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования……………………………………………………………………………………………………………89 2.1.5.Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»…………………………………………………………………………………………………………… 107 2.1.6 Планируемые результаты сформированности универсальных учебных действий по завершении начального обучения…………………………………………………109 2.2 Программы отдельных учебных предметов и курсов 2.2.1.Русский язык……………………………………………………………………………………………………………….. 2.2.2.Математика………………………………………………………………………………………………………………….. 2.2.3.Литературное чтение…………………………………………………………………………………………………… 2.2.4.Окружающий мир…………………………………………………………………………………………………………. 2.2.5.Технология…………………………………………………………………………………………………………………… 2.2.6.Искусство (музыка)……………………………………………………………………………………………………. 2.2.7.Искусство (ИЗО)………………………………………………………………………………………………………….. 2.2.8. Физическая культура………………………………………………………………………………………………… 2.2.9. Немецкий язык…………………………………………………………………………………………………………. 2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 2.3.1. Паспорт программы……………………………………………….…………………………………………….371 2.3.2. Ведущая идея программы……………………………………………………………………………………378 2.3.3.Виды деятельности, формы занятий и планируемые результаты духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………………………………………………………………………………………….385 2.3.4 Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному воспитанию……………… 390 2.4. Программа формирования культуры, здорового и безопасного образа жизни 2.4.1 Паспорт программы ………………………………………………………………………………………………393 2.4.2. Направления реализации программы…………………………………………….......................395 2.5. Программа коррекционной работы……………………………………………………………………… 405
3. Организационный раздел 3.1. Учебный план начального общего образования………………………………………………………. 3.2 . Структура обязательных предметных областей, реализуемых учебным планом образовательного учреждения………………………………………………………………………………… 3.3. Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана для образовательных учреждений, работающих по основной образовательной программе « Школа России»………………………………………………………. 3.4. Внеурочная деятельность, формируемая участниками образовательного процесса, с помощью УМК « Школа России»………..…………………………………………………………………
1.1 Пояснительная записка
Информационная карта
Структура образовательной среды.
Основой структуры образовательной среды школы является 3-х ступенчатая модель обучения:
- 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
- 5-летний нормативный срок усвоения образовательных программ основного общего образования.
- 2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего (полного) общего образования.
На каждой ступени осуществляется взаимопреемственность с предыдущей.
Связь школы с общественностью.
- Народный ансамбль «Сельские зори» -Борисоглебское музыкальное училище - Борисоглебский государственный педагогический институт (БГПИ) - Институт маркетинга менеджмента и финансов (ИММиФ) - Сельский дом культуры (СДК) - Центр детского творчества (ЦДТ) - Детско-юношеский центр (ДЮЦ) - Детско- юношеская спортивная школа (ДЮСШ)
Характеристика контингента обучающихся
Средняя наполняемость классов: 4,5 человек
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1-й класс.
Характеристика образовательных потребностей родителей У родителей обучающихся начальной школы есть четкая потребность в создании прочной базы знаний обучающихся, которые необходимы для перехода в основную школу, где реализуется образовательная программа. Отмечается запрос на повышение уровня комфортности и материально-технической базы, информатизации образовательного процесса и развития ИКТ. Наблюдается стремление большинства родителей к повышению качества дополнительного образования, становятся разнообразнее досуговые потребности. Школа стремится учитывать пожелания родителей обучающихся.
Режим работы Учебный план начальной школы ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Немецкий язык изучается во 2-4-х классах. Учебный год начинается 1 сентября.
- 1 класс – 33 учебные недели; - 2-4 классы – 34 учебные недели.
- 1 класс – 35 минут; - 2-4 классы – 40 минут.
- 1 класс – 21 час в неделю; - 2-4 классы – 23 часа в неделю. Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей: - учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; - использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, четвертый урок в форме игры по расписанию с записью в классном журнале, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993); - в середине учебного дня организованы две большие перемены по 20 минут; - обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (допустимо предлагать со второй четверти только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей); - со второго класса задания по предметам предлагаются по принципу «минимакса»: часть задания обязательна для выполнения, часть по желанию ученика. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам во 2-3-х классах – до 1,5 часов (90 минут), в 4-х классах – до 2 часов (120 минут) (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993); - дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
Характеристика кадрового состава
МОУ Малогрибановская СОШ обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления образовательного процесса. Кадровый состав стабилен, текучесть низкая. Средний возраст педагогических работников 40 лет. Молодых специалистов 1. В школе работают высококвалифицированные кадры.
7
Творческие достижения учеников и учителей.
Педагоги школы посещают районные семинары, конференции, открытые уроки, принимают активное участие в конкурсах педагогических мастерских:
- районные научно-практические конференции; -муниципальные педагогические конкурсы; - конкурс методических разработок «Такие разные уроки»; - конкурс «Молодой педагог 2010» ; - конкурс «Учитель года».
На протяжении многих лет учителя школы обмениваются педагогическим опытом. Обучающиеся школы регулярно участвуют в олимпиадах и конференциях всех уровней, становятся призерами и победителями 2 тура районного этапа предметных олимпиад школьников и ежегодной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку». Обучающиеся школы - призеры и победители следующих конкурсов: -VII районный фестиваль юных журналистов «Юнпресс»;
-конкурс проектов «Я-гражданин России»;
-районная краеведческая конференция «Летопись воронежских деревень»; -фотоконкурс, посвященный Дню Победы; -конкурс чтецов и творческих работ, посвященных Великой Победе. В 2010-2011 учебном году обучающиеся начальной школы стали победителями в следующих конкурсах: - районная краеведческая викторина «Реки Грибановского района»; - районный конкурс чтецов по творчеству И.А.Крылова; - конкурс сочинений «Моя семья».
8 Материально-техническая база
Материально-техническая база школы включает в себя оборудованные учебные и специализированные кабинеты, учебно-производственные мастерские по металлу и дереву, один кабинет информатики и ИКТ, музыки, ОБЖ; дополнительные помещения: столовая, библиотека, медицинский кабинет, спортивный (гимнастический) зал. Также школа имеет 3 открытые спортивные площадки для игры в футбол, баскетбол и волейбол. В зимний период оборудуется хоккейная площадка. Ноутбуки с мультимедийными проекторами как переносной комплекс позволяют проводить мультимедийные уроки в любом кабинете школы. В школе: - 19 компьютеров, 4 - имеют доступ к Интернету; - 1 учебный компьютерный кабинет информатики имеет 4 персональных компьютера для обучающихся и 1 компьютер учителя, оборудованный мультимедийным проектором; - 2 учебных кабинета оснащены интерактивными табло; - 2 учебных кабинета оснащены мультимедийной проекционной техникой; -более 50 электронных методических и вспомогательных обучающих пособий на CD и DVD дисках для учителей-предметников.
Кабинеты начальной школы оснащены современными телевизорами, DVD-проигрывателем, 2 проекторами, 4 ноутбуками, 1 компьютером. Все классы оснащены магнитными досками. Традиции школы
В школе существуют многолетние традиции, которые определяют основные направления воспитательной работы. Приоритетными для школы являются гражданско-правовое и нравственно-эстетическое воспитание обучающихся.
Традиционно в школе проводятся следующие мероприятия: - месячник гражданско - патриотического воспитания; - посвящение в первоклассники; - месячник по профилактике правонарушений и преступлений; - акция «Спасибо, нет!; - месячник профилактики правонарушений и преступлений; - декада толерантности; - День освобождения Воронежа от фашистских захватчиков; - День Победы;
- -вахта памяти, посвященная Дню Победы;
- уроки мужества и встречи с ветеранами ВОВ; - конкурс детского рисунка, выпуск боевых листков и тематических газет; - вечер встречи выпускников; - Последний звонок, Выпускной бал. - Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Малогрибановская сош разработана в соответствии с:
9
. Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993);
Образовательная программа МОУ Малогрибановская сош в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;
Образовательная программа МОУ Малогрибановская сош соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования Актуальность программы.Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования 10 необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения;
учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия. Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:
· обучающихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательны |
|