Обоснование актуальности темы, проблемы 

Программа коррекционной работы 

           

      Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы основного общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. 

Программы коррекционной работы основного общего образования и начального общего образования являются преемственными. Программа коррекционной работы основного общего образования должна обеспечивать:

— создание в общеобразовательном учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;

— дальнейшую социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Цели программы:

— оказание комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям);

— осуществление коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ основного общего образования, дополнительных образовательных программ.

Приоритетными направлениями программы на этапе основного общего образования становятся формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Задачи программы:

— выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы основного общего образования;

— определение особенностей организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической и медицинской помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработка и реализация индивидуальных программ, учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

— обеспечение возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

— расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

— развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

— реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

 

Направления работы и характеристика их содержания:

Коррекционная работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности на ступени основного общего образования, включает два основных направления:

 

-профилактика школьной неуспеваемости,

- профилактика  школьной и социальной дезадаптации.

В МКОУ Малогрибановской СОШ нет условий для интегрированного обучения следующих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:

 

                 Дети с ОВЗ (в 5-9 классах- 3 уч.)

 

 - с задержкой психического развития

 (    1 ученик)

  1. Отсутствие материально-технической базы (оборудования, приспособлений, учебников и учебных пособий), соответствующих типологии отклоняющего развития детей и обеспечивающих адекватную среду жизнедеятельности.
  2. Отсутствие кадрового обеспечения: проведение коррекционно-педагогического процесса педагогами – дефектологами (тифлопедагогами, сурдопедагогами, олигофренопедагогами) и психологическое сопровождение образовательного процесса специальными психологами.
  3. Отсутствие соответствующей нормативной базы (лицензии учреждения на реализацию соответствующих коррекционных услуг)

 - инвалид (1 ученик)

 - с нарушениями речи (1 ученик)

 

Для профилактики школьной неуспеваемости, школьной и социальной дезадаптации в Учреждении предусмотрена коррекционная работа с детьми, имеющими следующие недостатки развития:

                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на ступени основного общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её содержание.

 

Направление работы

Характеристика содержания

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственный

Диагностическая работа

— выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы основного общего образования;

— проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

— изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся;

— изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

— изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего образования).

  • Диагностика адаптации учащихся к условиям средней школы. (Наблюдение на уроках, переменах, беседы)

 

  • Исследование уровня школьной тревожности
  •  
    • Социометрическое исследование классного коллектива

 

  • Диагностика креативности

 

  • Диагностика профессионального самоопределения

 

  • Диагностика учебной мотивации

 

  • Исследование уровня самооценки

 

  • Диагностика учебной мотивации

 

Сентябрь- октябрь

 

 

 

 

 

 

 

сентябрь

 

 

 

Сентябрь- октябрь

 

 

 

Ноябрь, январь, апрель

 

Январь, февраль

 

 

Январь, март

 

 

февраль

 

 

апрель

соц.педагог

кл. рук-ли

 

 

 

 

 

 

Кл. рук-ли,

соц.педагог

 

 

 

соц.педагог

 

 

соц.педагог

 

 

 соц.педагог

администрация

 

 

соц.педагог

соц.педагог

 администрация

 

Коррекционно-развивающая работа

— реализация  комплексного индивидуально ориентированного социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения в условиях образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития;

— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

— коррекция и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;

— развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования;

— развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

— формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;

— развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции;

— развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального самоопределения;

— формирование навыков получения и использования информации (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;

— социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

  • Групповые занятия с психологом «Я среди людей»
  • Систематич. диспансерный осмотр обучающихся
  • Психологическая поддержка нуждающихся в ней подростков (занятия в малых группах, тренинги)
  • Организация логопед. сопровождения учащихся

 

В течение года

Фельдшер ФАПа,соц. педагог, кл. рук-ль

Консультативная работа

— выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья;

— консультационная поддержка и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору обучающимися с ограниченными возможностями здоровья профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.

  • Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения
  • Психологич. консультации педагогов по результатам диагност. Методик
  • Проведение еженедельных консультаций с обучающимися, нуждающимися в них.

В течение года

Кл. рук-ли, соц. педагог

Информационно-просветительская работа

— информационная поддержка образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

— различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Кл. часы
  • Родит. собрания и лектории
  • Размещ-е информации на сайте школы
  • Радиопередачи
  • Школьная газета
  • Педагогич. советы и совещания

В течение года

Кл. руковод.,

соц.педагог

 

 

Этапы реализации программы

Коррекционная работа реализуется поэтапно.

Этап

Результат этапа

Ответственный

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). 

  • оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; 
  • оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы 

Администрация,

классные руководители, соц.педагог

медицинский работник

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). 

  • выбор формы обучения (обучение в общеобразовательном классе по общеобразовательной программе основного общего образования школы, по индивидуальной программе с использованием надомной или дистанционной формы обучения)
  • создание специальных условий по медицинским и психолого-педагогическим показаниям

Администрация,

классные руководители 

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). 

  • констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка 

Администрация,

классные руководители, соц.педагог

 

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). 

  • внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья,
  • корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы

Администрация,

классные руководители,

соц.педагог

 

 

Механизмы реализации программы

Основные механизмы реализации программы коррекционной работы:

  1. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Взаимодействие специалистов организовано следующим образом:

 

Взаимодействие специалистов

Администрация МКОУ Малогрибановской СОШ

Социальный

педагог

Медицинский работник

 

 

 

 

 

 

 

Учителя, классные руководители

                           

 

 

 

 

Педагогический консилиум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями).

 

 

  1. Социальное партнёрство включает:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к условиям реализации программы

  1. I.                   Организационные условия

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения:

  • в общеобразовательном классе по общей образовательной программе основного общего образования или по индивидуальной программе;
    • дистанционной форм обучения.

 

Варьироваться может степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

 

  1. II.                Психолого-педагогическое обеспечение включает:

 

  • дифференцированные условия (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ВКК и психолого-медико-педагогической комиссии;
  • психолого-педагогические условия (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
  • специализированные условия (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения здоровья ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
  • здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
  • участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;
  • развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития.

 

  1. III.             Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы могут быть использованы рабочие коррекционно-развивающие программы социально-педагогической направленности, диагностический инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, социального педагога, и др.

В случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или) физического развития по индивидуальному учебному плану целесообразным является использование специальных (коррекционных) образовательных программ.

  1. IV.             Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки.

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы основного общего образования, коррекции недостатков их физического и (или) психического развития следует вводить в штатное расписание общеобразовательного учреждения ставки педагогических и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива школы. Для этого необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники образовательного учреждения должны иметь чёткое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процессов.

 

  1. V.                Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить проведение индивидуальных занятий с использованием дистанционных технологий.

- медицинский кабинет;

     - библиотека;

     - спортивный зал;

     - спортивная площадка;

     - спортивное оборудование;

     - столовая;

     - пришкольный участок.

    

Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на данной ступени общего образования;
  • обеспечивающей воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • способствующей достижению целей основного общего образования, обеспечивающей его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей);
  • способствующей достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями, установленными Стандартом.


 

 

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz