Программа воспитания и социализации.

 

 

    

Обоснование актуальности темы, проблемы. 

 

   Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объёмна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных  школ, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности. Микросоциум (т. е. сельские жители), с одной стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы. Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой.  

     В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.

  Воспитательная парадигма школы требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

    К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система, посредством которой реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.

   В школе созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися:

  • разработана личностно-ориентированная концепция воспитательной работы с учащимися, основанная на здоровьесберегающих технологиях; 
  • структура работы Педагогического совета школы предусматривает обязательное вынесение вопросов, связанных с воспитанием учащихся, на рассмотрение всех участников образовательного процесса;
  • укомплектована материально-техническая база БДО (база дополнительного образования);   имеются в наличии свободные площади, необходимые для внеурочной и кружковой работы;  структурное подразделение, занимающееся вопросами БДО, укомплектовано квалифицированными кадрами.

Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы и т.д.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенные учебные программы, участие детей в олимпиадах, – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.

2.Направления, цели, задачи и принципы программы

Данная программа имеет несколько составляющих. Они выходят на развитие личности, учитывая возрастные особенности детей. 

Цель:

Создание условий, способствующих развитию творческих личностных качеств учащихся, их социализация и адаптация в обществе на основе личностно – ориентированного подхода. 

Задачи:

  • Обогащение эмоционального опыта общения, воспитание умения понимать чувства и потребности окружающих, стремление к сотрудничеству.

 

  • Создание для каждого ребёнка условий, позволяющих проявить и раскрыть в каждой личности творческий потенциал в избранной ими сфере социально-полезной деятельности.

 

  • Формирование и развитие лидерских возможностей и способностей подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности.

 

Принципы построения воспитательной работы.

1.Принцип открытости.

2. Принцип привлекательности будущего дела.

3. Принцип деятельности.

4. Принцип свободы участия.

5. Принцип обратной связи.

6. Принцип сотворчества.

7. Принцип успешности.

Приоритетные  направления воспитательной работы.

  1. 1.    Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине;  свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. 2.    Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

  1. 3.    Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание;  бережливость.

  1. 4.    Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. 5.    Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. 6.    Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

 

3.   Сроки реализации программы.

Этапы деятельности по созданию воспитательной системы.

1.Создание основ воспитательной системы (Май 2011-август 2012 года).

2. Развитие воспитательной  системы  школы за счет  внутренних резервов (сентябрь 2012 – август 2013 года).

3. Заключительный (сентябрь 2013 – август 2016 года)

 

4. Управление воспитательным процессом

 

 1.      Административное:

-        директор – координация воспитательного процесса;

-   заместитель директора по  учебно-воспитательной работе – обеспечение оперативного управления, реализация основных управленческих функций, анализ, планирование, организация общественного контроля, регулирование педколлектива.

2.      Общественное:

-        педсовет;

-        совещания;

-        малые педсоветы (при необходимости);

-        ШМО;

-        Управляющий Совет школы;

3.Повышение квалификации педагогов

 Повышение квалификации педагогов осуществляется через педагогические советы, ШМО классных руководителей, ШМО гуманитарного, естественно-математического циклов и начальных классов; открытые уроки, классные часы.

4.Темы педсоветов.( ежегодно по плану работы школы).

5.   Ответственные за реализацию программы лица

Директор МОУ ООШ    -  Черниговская О.А.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе -  Суховерхова Е. В.

Заместитель директора по воспитательной работе -  Суховерхова Е. В.

Педагог-организатор – Батаева И. А.

Социальный педагог- Облякова О. С.

 

  1. I.                  Программа воспитательной работы на начальной ступени

 

Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями,  педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность.

Основные направления воспитательной работы на начальной ступени

  1. I.                  Здоровье – защита, сохранение и укрепление физического

и психического здоровья ученика.

1.  Сотрудничество с медицинским персоналом школы.

 2. Участие в общешкольных спортивных мероприятиях, Днях Здоровья, соревнованиях различной направленности.

3. Организация просветительской работы с учащимися.

 4. Воспитание позитивного отношения учащихся  к урокам физической культуры и занятиям спортом.

 

  1. II.               Нравственность -  воспитание у учащихся

уважительного отношения к себе и к другим людям.

1. Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность.

2. Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

3. Воспитание чувства сопричастности к прошлому и событиям окружающей действительности, умение сопереживать и сочувствовать другим.

III. Досуг -  развитие инициативы, самостоятельности, ответственности школьников.

1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной сфере. Консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, секций.

2. Сплочение классного коллектива через организацию различных форм (в первую очередь интерактивных) внеклассной работы.

3. Создание в классе положительной эмоциональной  атмосферы общения.

 

IV. Семья – просвещение семьи и  сотрудничества с родителями.

1. Изучение семей учащихся.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему  родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

3. Совместное проведение досуга и труда.

 

 

V. Интеллект -  развитие интеллектуальных умений

учащихся начальных классов.

1. Изучение  особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией.

2. Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

3. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

4. Развивать познавательные способности учащихся посредством вовлечения в интеллектуальные конкурсы и игры.

 

VI. Гражданин - формирование у детей гражданской позиции, патриотического сознания.

  1. Знакомить  с законами и правовыми нормами государства и формировать умений и навыки правового поведения.
  2. Организовывать  внеклассные мероприятия, направленные на привитие любви к Родине, её истории, уважительного отношения к традициям.
  3. Организовать проектно – исследовательскую работу по изучению истории своей семьи, школы, станицы и края.
  4.  Формировать умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

 

 

 

 

Таблица 1

Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального общего образования МКОУ Малогрибановской СОШ

Духовно-нравственное воспитание и развитие

Школьный уклад

Урочная деятельность

Семейная деятельность

Внешкольная деятельность

Внеклассная деятельность

Внеурочная деятельность

Предметы  БУП

ДК

Сельская библиотека

 

Программа воспитания

Веселые нотки

Мастерок

 

Танцевальный

Здоровенок

Кукольный театр «Сказка»у

 

Электроша

 

Направление духовно-нравственного воспитания и развития

Гражданско-патриотическое воспитание

Нравственное воспитание

Эстетическое воспитание

Трудовое воспитание

 

Ценностное отношение к здоровью

Экологическое воспитание

 

Средства реализации программы.

 

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы,

Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, КВН, акции, уроки мужества, дни профилактики, праздники, конкурсы, тренинги, родительские собрания, концерты, олимпиады, фестивали, проекты.

1. Знакомство с культурой семейных отношений

  • Беседы: «Мой дом», «Тепло отчего дома», «Мои семейные обязанности», «Что значит любить маму (папу)».
  • Домашние задания-практикумы: «Ласковые слова маме», «Приятное для братишки», «Игры с младшим братом».
  • Ролевые игры: «Праздник в семье», «Мамины помощники».
  • Проигрывание сюжетов: «Как утешить плачущего малыша», «Как поднять настроение маме».
  • Праздники в школе и дома: «У нас гости», «Праздник вежливости».

2. Формирование культуры отношений к природе

  • Усвоение понятий «красивое», «уродливое», «безобразное», «экология», «природа», «гигиена», «атмосфера». Наблюдение за явлениями природы и их описание в слове (стихи), музыке (песни), живописи.

3. Приобщение к русской национальной культуре

  • Проведение традиционных славянских праздников.
  • Конкурсы сказок, услышанных от бабушки.
  • Исполнение русских частушек, народных песен.
  • Русские национальные игры.

4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения

Понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «инициатива».

  • Беседы: «Кого мы называем добрым», «Кого мы называем честным», «Я и мы», «Мы все умеем сами».
  • Проигрывание сюжетов.

5. Организация здорового образа жизни

Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим», «традиции».

  • Беседы: «Твой режим дня».
  • Практические занятия: изобразить на бумаге «дорогу к победе над собой», отмечая успехи и неудачи (шаг вперед, шаг назад); набрать 50 баллов за четверть.
  • Игра «Как стать нехворайкой».
  • Конкурсы: «Звуки в природе», «Чудо-дерево»; рассказы детей о любимых занятиях.
  • Вечера дружбы детей.

6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей

  • Беседы и наблюдения: «Лицо человека», «Фигура человека», «Душа человека», «Дела человека», «Как стать красивым и обаятельным».
  • Занятия-практикумы: «Как помочь товарищу, если он попал в беду», «Что такое красивый поступок», «Как опрятно и красиво одеваться».

7. Формирование культуры отношений между полами

  • Беседы. «Особенности поведения девочек и мальчиков».
  • Занятия-практикумы: «Уступи девочке место», «Помоги ей в физической работе», «Защити девочку от обидчиков», «Говори с мальчиком уважительно», «Благодари его за помощь».

 

8. Формирование культуры поведения

Усвоение понятий «эстетичность», «сдержанность», «управление собой», «настойчивость», «долг», «порядочность».

  • Беседы: «Культура поведения», «Права ребенка» (по книге Ю.Яковлева «Ваши права, дети»), «Можно» и «нельзя» в жизни, «Настойчивость и упрямство» и др.
  • Игра-упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы».

9. Формирование культуры труда

  • Беседы: «Умственный и физический труд». «Необходимость труда», «Соотношение «хочу - могу - надо», «Правила учебного труда», «Тысяча профессий» и др.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Наша улица», «Ремонтная мастерская», «Ферма», «Железная дорога» и др.
  • Праздники в школе  и дома: «Праздник Букваря», «Книжкин праздник» и др.
  • Домашние задания-практикумы: уход за садово-огородными растениями, животными, культура работы с ручным инструментом и др.

10. Формирование начал экономической культуры

Знакомство с экономическими понятиями «стоимость», «деньги - товар», «покупка - продажа», «расход - доход», «экономия», «бережливость-расточительность».

  • Беседы: «Что значит быть бережливым», «Сколько стоит твое здоровье», «Береги минуту».
  • Ролевые игры: «Магазин», «Рынок», «Ярмарка», «Аукцион».
  • Конкурсы и общественные дела: «Береги хлеб», операция «Капля», экономия электроэнергии и др.
  • Школа «Хозяюшка».
  • Практические занятия: цена вещей, расходы семьи и др.

 

II. Программа воспитательной работы

с младшими подростками (V- VI классы)

Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие инте-гративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п.

Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках.

1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека

  • Темы классных часов: «Что такое духовное богатство человека», «Как человек реагирует на события жизни», «Мир человеческих чувств». «Как изучить свой характер», «Внешняя культура челове­ка». «Герои и антигероини», «Человек и обстоятельства».
  • Практикум: заполнение карты самооценки качеств личности на основе самопознания своих черт характера.
  • Темы классных часов: «Красота истинная и искусственная», «Когда добро творит зло». «Почему и правда «худа без добра не бывает». «По каким критериям судить о воспитанности людей», «Ответственность меры добра и зла», «Дружелюбие, трудолюбие, честь и достоинство», «Объективная самооценка», «Как работать над со­бой», «Культура поведения в семье».
  • Практикумы: «Девичья красота», «Как узнать, каков человек на са­мом деле», «Составление эталонов поведения для своего возраста». «Как вести личный дневник».

2. Познай самого себя

3. Организация коллективной деятельности

Основные понятия: «коллектив», «деятельность», «цели» (личные, коллективные), «самоуправление», «актив», «общественное мнение».

Варианты детских объединений: по основной деятельности - класс, кружок, исследовательская группа при учителе, специалисте, ученом; по интересам - клуб любознательных, «зеленых», «краеведов» и т.п.

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, КВН, акции, уроки мужества, дни профилактики, праздники, конкурсы, тренинги, родительские собрания, концерты, олимпиады, фестивали, проекты.

III. Программа воспитательной работы

со старшими подростками (VII - VIII классы)

Основные задачи воспитательной работы с подростками VII-V1II классов:

  • формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни общества и человеческих отношений;
  • развитие самосознания и культуры самовоспитания;
  • приобщение к ведущим духовным ценностям своего Отечества, вос­питание гражданственности;
  • формирование полового самосознания и нравственная подготовка к семейной жизни;
  • формирование экономического мышления.

 

1. Общечеловеческие нравственные ценности

Подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя в качестве человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, с развитием самосознания.

Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок:

  • Исторические корни русского человека.
  • Черты русского характера (стойкость, выносливость, широта души).
  • Человеческая трагедия (смерть, убийство, землетрясение, кораблекрушение, война).
  • Заповедь Библии: «Не убий!».
  • Человеческая драма (брак по принуждению, потеря близких, проводы на войну, подневольный труд).
  • Заповедь: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе» и т. п.
  • Человеческая радость (взаимная любовь, счастливое супружество, материнство и отцовство, труд по призванию, творчество, общение с природой).
  • Заповедь: «Люби ближнего своего, как себя самого».
  • Человеческие сомнения.
  • Нравственное правило: «Найди себя, прежде чем искать что-либо другое».

2. Жизненное самоопределение

  • Беседы: «С чего начинается взрослость», «Как создается характер», «Мужской и женский характеры», «Как готовить себя к семейной жизни», «Культура семейной жизни», «Первая любовь», «Как стать обаятельной девушкой», «Как стать обаятельным юношей», «Культура самопознания и самовоспитания».
  • Практикумы: «Правила счастливого человека», «Женщина в доме», «Мужчина в доме», «Как изучить свои способности».
  • Вечера, конкурсы, праздники и др.
  • Тестирование, тренинги по вопросам подготовки к жизненно-важным ситуациям.

 

3. Основы экономического воспитания

Знакомство с экономическими понятиями «материальные и духовные ценности», «материальная заинтересованность», «цена и себестоимость», «бюджет», «налог», «заработная плата».

Нравственно-экономические качества: альтруизм, благотворитель­ность (иждивенчество, эгоизм), предприимчивость (безынициативность). потребности, деловитость (лень), честное слово и честь, честность (нечестность), смелость, риск (трусость), надежность, обязательность (разгильдяйство), уважение к партнеру (зазнайство), бескорыстие (алчность), оптимизм (пессимизм), общительность (замкнутость).

  • Беседы: «Как зарабатывать деньги». «Здоровье и предпринимательство».
  • Ролевые игры: «Домоводство», «Малое предприятие».
  • Общественно полезная деятельность: операции «Родничок», «Под­снежник», «Муравей».
  • Общешкольная игра РЭИМ («Рыночная экономика и мы»).

4. Самореализация личности подростка

  • Беседы: «Портрет нашего современника», «Идеалы и антиидеалы». «Человек и культура», «Человек в мире техники», «Человек и рыноч­ная экономика».
  • Психологический практикум: как определить свои способности (книга Я.Л.Коломинского «Человек: психология»).
  • Профориентационный мониторинг.
  • Аутотренинг - система занятий для желающих.

 

Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, КВН, акции, уроки мужества, дни профилактики, праздники, конкурсы, тренинги, родительские собрания, концерты, олимпиады, фестивали, проекты.

IV. Программа воспитательной работы в старших классах(9-11кл.)

Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:

  • интеллигентностью, высоким уровнем образованности и культуры;
  • быстрой приспособляемостью, адаптивностью к непрерывным социальным изменениям;
  • инициативой, предприимчивостью, трудолюбием, организованностью а необходимыми качествами делового человека;
  • потребностью в непрерывном образовании и совершенствовании в связи с избираемой профессией;
  • умением владеть собой в сложных жизненных ситуациях, самодисциплиной, самоконтролем;
  • диалектическим мировоззрением, необходимым для ориентации в мире и себе;
  • высокой работоспособностью (здоровье, опыт труда, культура отдыха и др.).

Воспитание этих качеств осуществляется через 5 комплексных целевых программ, реализуемых совместно педагогами, родителями, учащимися.

1. Труд и призвание

Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам):

  • Развитие работоспособности и укрепление здоровья выпускников школ. Практические дела:, лагерях труда и отдыха, ученических производственных бригадах.
  • Формирование предприимчивости: изготовление изделий прикладного искусства, овладение навыками народного творчества.
  • Развитие культуры труда: измерительные работы в мастерских, труд на компьютере.
  • Отношения с трудовыми партнерами и коллективами: работа на договорных условиях.
  • Трудовой опыт, формируемый у старшеклассников в этих комплексах, является основой для многообразной профориентационной работы.
  • Практикум: «Как определить свое призвание».

2. Культура и личность

Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:

  • Культура как синтез духовности предшествующих поколений.
  • Нравственная культура.
  • Культура труда.
  • Политическая культура.
  • Религия и культура.

3. Труд и общение в развитии человека

  • Расы, народы, нации.
  • Славяне и народы, образовавшиеся на их основе.
  • Мир человеческого сознания.
  • Жизненный опыт человека.
  • Святыни человеческой души: вера, достоинство, супружеская и роди­тельская любовь, братство по крови и духу.
  • Права и свободы человека.
  • Единство прав и обязанностей.
  • Человек - мера всех вещей.
  • Ценности жизни, принадлежащие всем: мир, содружество, природные богатства, культура, наука, образование, здравоохранение.

4. Безопасное поведение

  • Как молодые люди втягиваются в преступную деятельность.
  • Как вести себя в конфликтных ситуациях.
  • Что значит быть болельщиком.
  • Всегда соблюдать законы.
  • Как быстрее выздороветь при наступлении болезни.
  • Если вам очень плохо.

5. Человек и рынок

  • Экономические понятия: «маркетинг», «рынок», «хозрасчет», «нормы», «производительность труда», «экономический закон», «рентабельность», «научная организация труда», «банк», «биржа», «малое предприятие».
  • Нравственно-экономические категории: экономика и экология, социальная забота, философия рынка, рационализация и изобретательство, экономическая зависимость, экономическая реформа.

 

Контроль за реализацией программы

Контроль за исполнением программы осуществляет администрация образовательного учреждения. Контроль предназначен обеспечить обратную связь между системой управления образовательным процессом и воспитанием.

Цели контроля:

  1. Выявление эффективности процесса реализации программы  воспитательной работы школы.
  2. Анализ хода реализации программы: коррекция действий, направленных на достижение предполагаемых результатов программы.

 

Результативность воспитательной системы.

   Для оценки результативности воспитательной системы определены критерии и показатели её эффективности.

Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности (проведение мониторингового и диагностического тестирования на каждом из этапов работы).

Второй критерий – удовлетворённость детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью в классе, школе.

Третий критерий – анализ результатов учебно- воспитательного процесса на основе изменений, происходящих в классе, сравнение их с достижениями других классов.

     Оценивание результатов работы происходит с использованием комплекта методик психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса:

  1. «Ситуация выбора»;
  2. Изучение мотивов участия школьников в деятельности;
  3. «Твоё отношение к школе»;
  4. «А у нас»;
  5. Изучение удовлетворённости родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения;
  6. «В каких делах класса (школы) ты с удовольствием принимаешь участие?»   и другие.

6 .Прогнозируемые результаты:

  • овладение учащимися умениями и навыками культуры общения, организационными навыками,
  • умение поддерживать эмоциональное устойчивое поведение в кризисных жизненных ситуациях.
  • усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения.
  • умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими,
  • иметь желание продолжить обучение после школы, потребность в углублённом изучении выбранной профессии, в самостоятельном добывании новых знаний,
  • адекватно оценивать свои возможности, быть готовым к самоутверждению и самореализации во взрослой жизни, быть достойным гражданином города, области, страны.
  • стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.
  • формирование личности несклонной к употреблению ПАВ.

 

7. Мониторинг системы воспитательной работы

  • Ø Диагностика нравственной самооценки.

Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мною высказывание».

 

 

 

Текст вопросов:

1

Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми

4

3

2

1

2

Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

4

3

2

1

3

Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4

3

2

1

4

Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

4

3

2

1

5

Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

4

3

2

1

6

Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

4

3

2

1

7

Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

4

3

2

1

8

Мне приятно делать людям радость.

4

3

2

1

9

Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

4

3

2

1

10

Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

4

3

2

1

 

Обработка результатов:

Номера 3,4,6,7 ( отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д. 

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки,

От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки,

От 16 до 23 единиц – нравственная оценка находится на уровне ниже среднего,

От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки. 

  • Ø Диагностика этики поведения.

Инструкция: Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам 5 незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».

Текст вопросов:

  1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я …
  2. Если кто-то надо мной смеётся, то я …
  3. Если я  хочу,  чтобы  меня  приняли  в  игру,  в  обсуждение  проблемы, то я …
  4. Когда меня постоянно перебивают, то я …
  5. Когда мне хочется общаться с одноклассниками, я …

Интерпретация результатов:

  1. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
  2. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического давления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
  3. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
  4. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
  5. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
  • Ø Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: «Представьте, что у вас волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5». Список педагог заранее пишет на доске.

Список желаний:

Желание

№… выбранных ответов

1

Быть человеком, которого любят

 

2

Иметь много денег

 

3

Иметь самый современный компьютер

 

4

Иметь верного друга

 

5

Мне важно здоровье родителей

 

6

Иметь возможность многими командовать

 

7

Иметь много слуг и ими распоряжаться

 

8

Иметь доброе сердце

 

9

Уметь сочувствовать и помогать другим людям

 

10

Иметь то, чего у других никогда не будет

 

 

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – высокий уровень

4,3 – средний уровень,

2 – ниже среднего уровня,

0-1 – низкий уровень.

  • Ø Диагностика нравственной мотивации

Инструкция: Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать один из данных на них ответов.

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я:

а) пытаюсь ему помочь,

б) думаю о том, что могло произойти,

в) не обращаю внимания.

  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик 6-7 лет, и говорит, что у него нет такой игры:

а) я скажу ему, чтобы не приставал,

б) отвечу, что не могу ему помочь,

в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру,

г) пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.

  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что он проиграл в игру:

а) я не обращу внимания,

б) скажу, что он размазня,

в) объясню, что нет ничего страшного,

г) скажу, что надо лучше научиться в этой игре.

  1. Если одноклассник на меня обиделся, то я:

а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации,

б) обижусь в ответ,

в) докажу ему что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.

4 бала – высокий уровень,

2,3 балла – средний уровень,

0,1 бал – низкий уровень.

  • Ø Диагностика определения общественной активности.

Инструкция: оцените выраженность данных качеств у воспитанника (по пятибалльной системе):

5 баллов – такое качество сильно выражено у воспитанника,

4 балла – выражено выше среднего,

3 балла – выражено средне,

2 балла – слабо выражено,

1 балл – совсем не выражено.

 

5

4

3

2

1

 

Высокая общественная активность

 

 

 

 

 

Низкая активность

Хороший организатор

 

 

 

 

 

Слабые организаторские способности

Высокая инициативность

 

 

 

 

 

Низкая инициативность

Занимает ведущие позиции (лидер)

 

 

 

 

 

Обычно выступает в роли «ведомого»

Высокий авторитет, уважение товарищей

 

 

 

 

 

Низкий авторитет

Охотно выполняет поручения

 

 

 

 

 

Отлынивает от поручений

 

  • Ø Анкета «Ценностные приоритеты»

Инструкция: Определите своё отношение к данным ценностям по следующей шкале: Очень значимы – 4, значимы – 3, не очень значимы – 2, неприемлемы – 1, непонятны – 0.

Ценности

Балл

Ценности

Балл

1. Верность поставленной цели

 

17. Великодушие

 

2. Способность к состраданию

 

18. Готовность прийти на помощь

 

3. Участливость

 

19. Святость

 

4. Чувство надёжности, безопасности

 

20. Честность

 

5. Убеждённость

 

21. Смирение

 

6. Стремление сотрудничать с другими

 

22. Инициативность и находчивость

 

7. Мужество

 

23. Оптимизм

 

8. Упорство в достижении цели

 

24. Доброта

 

9. Энтузиазм, активное отношение к жизни

 

25. Любовь

 

10. Справедливость

 

26. Послушание

 

11. Вера

 

27. Преданность дружбе

 

12. Верность

 

28. Терпение

 

13. Чувство товарищества

 

29. Миролюбие

 

14. Способность прощать

 

30. Настойчивость

 

15. Дружелюбие

 

31. Радостное восприятие жизни

 

16 Вежливость

 

32. Готовность уповать на Бога

 

 

Подсчёт результатов: результаты подсчитываются по значимости оценок в процентах: очень значимы – «4», значимы  - «3», не очень значимы «2», неприемлемы – «1», непонятны – «0».

 

 

 

 

 

 

 

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

 

 

 

 

 

 

Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

 

Содержание деятельности

Ответственные

Экологически безопасная здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

соответствие состояния и содержания здания и помещений школы санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся и работников образования;

• наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

• организация качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков;

• оснащённость кабинетов, физкультурного зала,

 спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

• наличие помещений для медицинского персонала;

• наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники);

• наличие пришкольной площадки, кабинета или лаборатории для экологического образования.

администрация школы

Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения;

• использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

Администрация, педагоги

• обучение обучающихся вариантам рациональных способов и приёмов работы с учебной информацией и организации учебного труда;

• введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

• строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

• индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работу по индивидуальным программам основного общего образования;

• рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в основной школе.

 

 

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

  • полноценная и эффективная работа с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами, а также с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональная и соответствующая возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;
  • организация  (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками в основной школе;
  • организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организация работы спортивных секций, туристических, экологических кружков, слётов, лагерей и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных, туристических мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Администрация, классные руководители, учитель физкультуры

 

Реализация модульных образовательных программ

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование экологической грамотности, экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
  • проведение дней экологической культуры и здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по экологической культуре и здоровью, включающего представителей администрации, обучающихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Формирование экологической грамотности, экологической культуры, здорового образа жизни обучающихся»

 

 

Руководители программ

Просветительская работа с родителями (законными представителями

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье детей, и т. п., экологическое просвещение родителей;
  • содействие в приобретении для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней экологической культуры и здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 

Зам. по ВР, классные руководители

 

Программа предусматривают разные формы организации занятий:

— интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

— проведение часов здоровья и экологической безопасности;

— факультативные занятия;

— проведение классных часов;

— занятия в кружках;

-         проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий;

— организацию дней экологической культуры и

 

 

 

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

 

Участвуют в подготовке и проведении конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн, интеллектуальных игр.

                Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, познавательными играми обучающихся младших классов.

                Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями.

                Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи».

                Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов.

                Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности).

                Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время).

                Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

 

 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz