Обоснование актуальности темы, проблемы.
Проблема развития сельской школы в современных условиях сложна и объёмна. Социально-экономическая ситуация современного сельского социума ведёт к уменьшению числа учащихся, увеличению количества малокомплектных школ, отток молодых специалистов в другие сферы деятельности. Микросоциум (т. е. сельские жители), с одной стороны притязают на более высокий уровень образования и воспитания на селе, с другой - очень высокой пассивностью и слабой поддержкой сельской школы. Задача школы – воспитание человека – остаётся во все времена актуальной, а решение её – противоречивым, поэтому организация воспитательного процесса становится более значимой. В процессе формирования личности воспитание как целенаправленное воздействие на человека играет определяющую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма школы требует от учителей максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ученика, способной к творческой мысли, стремящейся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система, посредством которой реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса. В школе созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися:
Дополнительное образование предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, образовательные запросы и т.д. Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. События последнего времени подтвердили, что резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования, как важнейших факторов формирования духовно-нравственных качеств. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенные учебные программы, участие детей в олимпиадах, – все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности. 2.Направления, цели, задачи и принципы программы Данная программа имеет несколько составляющих. Они выходят на развитие личности, учитывая возрастные особенности детей. Цель: Создание условий, способствующих развитию творческих личностных качеств учащихся, их социализация и адаптация в обществе на основе личностно – ориентированного подхода. Задачи:
Принципы построения воспитательной работы. 1.Принцип открытости. 2. Принцип привлекательности будущего дела. 3. Принцип деятельности. 4. Принцип свободы участия. 5. Принцип обратной связи. 6. Принцип сотворчества. 7. Принцип успешности. Приоритетные направления воспитательной работы.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
3. Сроки реализации программы. Этапы деятельности по созданию воспитательной системы. 1.Создание основ воспитательной системы (Май 2011-август 2012 года). 2. Развитие воспитательной системы школы за счет внутренних резервов (сентябрь 2012 – август 2013 года). 3. Заключительный (сентябрь 2013 – август 2016 года)
4. Управление воспитательным процессом
1. Административное: - директор – координация воспитательного процесса; - заместитель директора по учебно-воспитательной работе – обеспечение оперативного управления, реализация основных управленческих функций, анализ, планирование, организация общественного контроля, регулирование педколлектива. 2. Общественное: - педсовет; - совещания; - малые педсоветы (при необходимости); - ШМО; - Управляющий Совет школы; 3.Повышение квалификации педагогов Повышение квалификации педагогов осуществляется через педагогические советы, ШМО классных руководителей, ШМО гуманитарного, естественно-математического циклов и начальных классов; открытые уроки, классные часы. 4.Темы педсоветов.( ежегодно по плану работы школы). 5. Ответственные за реализацию программы лица Директор МОУ ООШ - Черниговская О.А. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - Суховерхова Е. В. Заместитель директора по воспитательной работе - Суховерхова Е. В. Педагог-организатор – Батаева И. А. Социальный педагог- Облякова О. С.
Главная задача воспитательной деятельности на начальной ступени: формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, педагогами. Ведущими интегративными качествами личности в начальной школе выступают гуманность, способность к сотрудничеству, трудолюбие, честность, самостоятельность, бережливость, организованность. Основные направления воспитательной работы на начальной ступени
и психического здоровья ученика. 1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы. 2. Участие в общешкольных спортивных мероприятиях, Днях Здоровья, соревнованиях различной направленности. 3. Организация просветительской работы с учащимися. 4. Воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
уважительного отношения к себе и к другим людям. 1. Воспитание интереса ученика к самому себе, развитие таких качеств, как самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательность и вовлеченность в деятельность. 2. Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. 3. Воспитание чувства сопричастности к прошлому и событиям окружающей действительности, умение сопереживать и сочувствовать другим. III. Досуг - развитие инициативы, самостоятельности, ответственности школьников. 1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной сфере. Консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, секций. 2. Сплочение классного коллектива через организацию различных форм (в первую очередь интерактивных) внеклассной работы. 3. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.
IV. Семья – просвещение семьи и сотрудничества с родителями. 1. Изучение семей учащихся. 2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований. 3. Совместное проведение досуга и труда.
V. Интеллект - развитие интеллектуальных умений учащихся начальных классов. 1. Изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией. 2. Изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения. 3. Организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении. 4. Развивать познавательные способности учащихся посредством вовлечения в интеллектуальные конкурсы и игры.
VI. Гражданин - формирование у детей гражданской позиции, патриотического сознания.
Таблица 1 Структура системы работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию на ступени начального общего образования МКОУ Малогрибановской СОШ
Средства реализации программы.
Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, КВН, акции, уроки мужества, дни профилактики, праздники, конкурсы, тренинги, родительские собрания, концерты, олимпиады, фестивали, проекты. 1. Знакомство с культурой семейных отношений
2. Формирование культуры отношений к природе
3. Приобщение к русской национальной культуре
4. Формирование качеств, от которых зависит культура поведения Понятия: «правдивость», «честность», «ответственность», «отзывчивость», «вежливость», «исполнительность», «инициатива».
5. Организация здорового образа жизни Раскрытие понятий «здоровье», «образ жизни», «режим», «традиции».
6. Воспитание умения видеть прекрасное и безобразное в жизни людей
7. Формирование культуры отношений между полами
8. Формирование культуры поведения Усвоение понятий «эстетичность», «сдержанность», «управление собой», «настойчивость», «долг», «порядочность».
9. Формирование культуры труда
10. Формирование начал экономической культуры Знакомство с экономическими понятиями «стоимость», «деньги - товар», «покупка - продажа», «расход - доход», «экономия», «бережливость-расточительность».
II. Программа воспитательной работы с младшими подростками (V- VI классы) Ведущая воспитательная задача - формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой. Воспитываются следующие инте-гративные качества: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить и т.п. Не менее важное направление воспитательной работы во второй ступени - формирование нравственных позиций по отношению к другому полу, возрасту и уровню способностей, одаренности. Подростки соотносят себя с другими, но нередко не видят границ между «можно» и «нельзя», когда речь идет о девочках, девушках, женщинах, старших и младших, более или менее способных своих сверстниках. 1. Воспитание эстетического и психологического видения жизни человека
2. Познай самого себя3. Организация коллективной деятельностиОсновные понятия: «коллектив», «деятельность», «цели» (личные, коллективные), «самоуправление», «актив», «общественное мнение». Варианты детских объединений: по основной деятельности - класс, кружок, исследовательская группа при учителе, специалисте, ученом; по интересам - клуб любознательных, «зеленых», «краеведов» и т.п. Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, КВН, акции, уроки мужества, дни профилактики, праздники, конкурсы, тренинги, родительские собрания, концерты, олимпиады, фестивали, проекты. III. Программа воспитательной работы со старшими подростками (VII - VIII классы) Основные задачи воспитательной работы с подростками VII-V1II классов:
1. Общечеловеческие нравственные ценности Подростковый возраст характерен особой восприимчивостью к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя в качестве человека, гражданина, представителя своего народа, члена семьи, с развитием самосознания. Беседы, экскурсии, чтение книг, посещение выставок:
2. Жизненное самоопределение
3. Основы экономического воспитания Знакомство с экономическими понятиями «материальные и духовные ценности», «материальная заинтересованность», «цена и себестоимость», «бюджет», «налог», «заработная плата». Нравственно-экономические качества: альтруизм, благотворительность (иждивенчество, эгоизм), предприимчивость (безынициативность). потребности, деловитость (лень), честное слово и честь, честность (нечестность), смелость, риск (трусость), надежность, обязательность (разгильдяйство), уважение к партнеру (зазнайство), бескорыстие (алчность), оптимизм (пессимизм), общительность (замкнутость).
4. Самореализация личности подростка
Формы работы: собрание группы, класса, классные часы; работа с активом; организация самоуправления; коллективное творческое дело, экскурсии, походы, Дни здоровья, спортивные соревнования, эстафеты, веселые старты, КВН, акции, уроки мужества, дни профилактики, праздники, конкурсы, тренинги, родительские собрания, концерты, олимпиады, фестивали, проекты. IV. Программа воспитательной работы в старших классах(9-11кл.) Молодой человек, вступающий в жизнь, должен обладать следующими качествами:
Воспитание этих качеств осуществляется через 5 комплексных целевых программ, реализуемых совместно педагогами, родителями, учащимися. 1. Труд и призвание Для подростков в рамках учебного плана организуется трудовая деятельность, в процессе которой они приобретают практические умения и определенные качества личности. Целенаправленная организация трудовой деятельности может идти по следующим направлениям (комплексам):
2. Культура и личность Темы и проблемы, подлежащие обсуждению в различных сферах общения старшеклассников со взрослыми:
3. Труд и общение в развитии человека
4. Безопасное поведение
5. Человек и рынок
Контроль за реализацией программы Контроль за исполнением программы осуществляет администрация образовательного учреждения. Контроль предназначен обеспечить обратную связь между системой управления образовательным процессом и воспитанием. Цели контроля:
Результативность воспитательной системы. Для оценки результативности воспитательной системы определены критерии и показатели её эффективности. Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности (проведение мониторингового и диагностического тестирования на каждом из этапов работы). Второй критерий – удовлетворённость детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью в классе, школе. Третий критерий – анализ результатов учебно- воспитательного процесса на основе изменений, происходящих в классе, сравнение их с достижениями других классов. Оценивание результатов работы происходит с использованием комплекта методик психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса:
6 .Прогнозируемые результаты:
7. Мониторинг системы воспитательной работы
Инструкция: Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны – оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны – оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны – оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мною высказывание».
Текст вопросов:
Обработка результатов: Номера 3,4,6,7 ( отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д. Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц – высокий уровень нравственной самооценки, От 24 до 33 единиц – средний уровень нравственной самооценки, От 16 до 23 единиц – нравственная оценка находится на уровне ниже среднего, От 10 до 15 единиц – низкий уровень нравственной самооценки.
Инструкция: Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам 5 незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо». Текст вопросов:
Интерпретация результатов:
Инструкция: «Представьте, что у вас волшебная палочка и список из 10 желаний, выбрать из которых можно только 5». Список педагог заранее пишет на доске. Список желаний:
Интерпретация: Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10. Пять положительных ответов – высокий уровень 4,3 – средний уровень, 2 – ниже среднего уровня, 0-1 – низкий уровень.
Инструкция: Я прочитаю вам 4 вопроса. Вам нужно выбрать один из данных на них ответов. Вопросы:
а) пытаюсь ему помочь, б) думаю о том, что могло произойти, в) не обращаю внимания.
а) я скажу ему, чтобы не приставал, б) отвечу, что не могу ему помочь, в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру, г) пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
а) я не обращу внимания, б) скажу, что он размазня, в) объясню, что нет ничего страшного, г) скажу, что надо лучше научиться в этой игре.
а) подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации, б) обижусь в ответ, в) докажу ему что он не прав. Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а. Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником. 4 бала – высокий уровень, 2,3 балла – средний уровень, 0,1 бал – низкий уровень.
Инструкция: оцените выраженность данных качеств у воспитанника (по пятибалльной системе): 5 баллов – такое качество сильно выражено у воспитанника, 4 балла – выражено выше среднего, 3 балла – выражено средне, 2 балла – слабо выражено, 1 балл – совсем не выражено.
Инструкция: Определите своё отношение к данным ценностям по следующей шкале: Очень значимы – 4, значимы – 3, не очень значимы – 2, неприемлемы – 1, непонятны – 0.
Подсчёт результатов: результаты подсчитываются по значимости оценок в процентах: очень значимы – «4», значимы - «3», не очень значимы «2», неприемлемы – «1», непонятны – «0».
Экологическая здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения на представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: по созданию экологически безопасной здоровьесберагающей инфраструктуры; рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями (законными представителями) и должна способствовать формированию у обучающихся экологической культуры, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.
Программа предусматривают разные формы организации занятий: — интеграцию в базовые образовательные дисциплины; — проведение часов здоровья и экологической безопасности; — факультативные занятия; — проведение классных часов; — занятия в кружках; - проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий; — организацию дней экологической культуры и
Участвуют в подготовке и проведении конкурсов научно-фантастических проектов, вечеров неразгаданных тайн, интеллектуальных игр. Участвуют в олимпиадах по учебным предметам, изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, познавательными играми обучающихся младших классов. Участвуют в экскурсиях на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, в научные организации, учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями. Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи». Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов. Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности). Участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений, как подростковых, так и разновозрастных, как в учебное, так и в каникулярное время). Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.
|
|
|
|