Пояснительная записка
    В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Министерства образовании и науки  Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Малогрибановской СОШ  реализуется образовательным учреждением  через организацию урочной и внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность в МКОУ Малогрибановской СОШ организуется в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации и с санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей     СанПиН 2.4.4.1251-03 (утвержден Главным санитарным врачом Российской Федерации Г. Онищенко 01.04.2003 г, Концепцией духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Внеурочная деятельность  МКОУ Малогрибановской СОШ  является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.  Внеурочная деятельность  МКОУ Малогрибановской  СОШ реализуется по следующим направлениям развития личности: социально-педагогическое, художественно- эстетическое, физкультурно-спортивное. Внеурочная   деятельность  МКОУ Малогрибановской СОШ организуется во  внеурочное  время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной  деятельности . Настоящая  программа  создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур. Организованнаясистема  внеурочной   деятельности  МКОУ Малогрибановской СОШ  представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.Часы, отводимые на  внеурочную   деятельность , используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций,  круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся  такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Внеурочные  занятия должны направлять свою  деятельность  на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Часы, отведенные на  внеурочную   деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки обучающихся, но являются обязательными для финансирования. В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни. Воспитательная парадигма МКОУ Малогрибановская СОШ требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки. 
Цели и задачиЦели:1. Создание  условий для достижения обучающихся  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающихся в свободное от учёбы время. 2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую  деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи:1.Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.2. Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ  различного уровня, реализуемых во  внеурочное  время.8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.9. Углубление содержания, форм и методов занятости обучающихся в свободное от учёбы время.10.Организация информационной поддержки обучающихся.11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга обучающихся.Программа внеурочной деятельности МКОУ Малогрибановской СОШ направлена на разностороннее развитие учащихся. Разностороннее развитие учащихся возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка. Самореализации учащихся способствуют развитие у них познавательной мотивации и познавательного интереса, творческих способностей, умение находить необходимую информацию и т.д.Основные принципы организации внеурочной деятельности МКОУ Малогрибановской СОШ обучающихся:Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.Принцип научной организации Принцип добровольности и заинтересованности обучающихсяПринцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образованияПринцип целостностиПринцип непрерывности и преемственности процесса образованияПринцип личностно-деятельностного подходаПринцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)Принцип культуросообразности, предполагающий воспитание личности ребенка не только природосообразно, но и в соответствии с требованиями мировой, отечественной, региональной культурПринцип комплексного подхода в реализации интегративных процессовПринцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализацииПринцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоениеПринцип межведомственности, учитывающий координацию деятельности педагогов дополнительного образования, учителей, классных руководителей, психологов и позволяющий получить всестороннюю характеристику образовательного, нравственного, социального, физического здоровья детей

Содержание, формы и методыВнеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности: игровая деятельность;познавательная деятельность;проблемно-ценностное общение;досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);художественное творчество;социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);трудовая (производственная) деятельность;спортивно-оздоровительная деятельность;туристско-краеведческая деятельность.Внеурочная деятельность  МКОУ Малогрибановская СОШ реализуется по следующим направлениям развития личности:  социально- педагогическое, художественно- эстетическое, физкультурно-спортивное.          Ряд  направлений совпадают с видами внеучебной деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Направление, связанное с общественно-полезной деятельностью, может быть опредмечено в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность. Направлениия внеучебной деятельности выступают в нашей программе как содержательный ориентир. План внеурочной деятельности МКОУ Малогрибановской СОШ  определяет состав и структуру направлений, объем  внеурочной деятельности   обучающихся (до 675часов за четыре года обучения). В 1 классе  объем  внеурочной деятельности   обучающихся составляет 165 часов.   Годовой (полугодовой) план создает больше возможностей для организации внеурочной деятельности, чем недельный. Он позволяет распределить внеурочную деятельность не только на учебные недели, но и на каникулярное время, в том числе и в летний период, совпадающий с работой летнего оздоровительного лагеря на базе образовательного учреждения. Для успешного введения и последующей реализации внеурочной деятельности МКОУ Малогрибановской СОШ  создало организационные, нормативные, информационные, кадровые, научно-методические, материально-технические  и финансовые условия, которые обуславливают ее объем, содержание и  качество, удовлетворенность участников образовательного процесса возможностями достижения личностных и метапредметных образовательных результатов.  Модель  организации внеурочной деятельности МКОУ Малогрибавновской СОШ,   реализуется за счет ресурсов самого образовательного учреждения (классные руководители и педагог дополнительного образования, педагог – организатор, социальный педагог)
План внеурочной деятельности МКОУ Малогрибановской СОШ(ступень начального общего образования)Направления внеурочной деятельности                  Объем внеурочной деятельности(часов в неделю)              Всегочасовза год
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЕ 1 135ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ 1 135СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ 3 405Итого 5 675


План внеурочной деятельности образовательного учреждения(ступень начального общего образования)Направления внеурочной деятельности Формыорганизации Объем внеурочной деятельности(часов в год (неделю) по годам обучения) 1 2 3 4Физкультурно-спортивное 1.Кружок «Планета здоровья»-1ч 1 1 1 1
Социально- педагогическое 1.Кружок «Я - исследователь»(клуб мудрой совы) -1ч 1 1 1 1 2. Кружок «Край, в котором я живу» -1ч 1 1 1 1 3.Кружок «Развивающие игры» -1ч 1 1 1 1
Художественно- эстетическое 1.Кружок «Домисолька» -1ч 1 1 1 1Итого 5 часов 5 5 5
Кадровое обеспечение при реализации внеурочной деятельности.В МКОУ Малогрибановская СОШ  педагог дополнительного образования, социальный педагог, педагог- организатор, учитель физкультуры  участвуют в реализации внеурочной деятельности 1- 4 -х классов, остальные часы ведёт классный руководитель.
Направления  внеурочной деятельности Программы, обеспечивающие данное направление Педагог, реализующий программуФизкультурно- спортивное «Планета здоровья» Учитель физкультуры Художественно- эстетическое Кружок «Домисолька» Педагог дополнительного образованияСоциально- педагогическое Кружок «Я - исследователь» Классный  руководитель Кружок «Край, в котором я живу» Социальный педагог  Кружок «Развивающие игры» Педагог- организатор 

4. Планируемые результаты
Школа работает по формированию трёх уровней  результатов внеучебной  деятельности  школьников: 1 - й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь; 2 - й уровень – школьник ценит общественную жизнь; 3 - й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной  жизни. Внеурочная   деятельность  направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение обучающихся социального опыта;формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Планируемые  результаты.Ученик получит:Знания основных моральных норм поведения и ориентацию на их выполнение;Установку на здоровый образ жизни;Ориентацию на нравственное содержание  смысла,  как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;Основы этнической принадлежности, как члена семьи, представителя народа, гражданина России, сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;Развитие этических чувств - стыда, вины, совести, как регуляторов  морального поведения.Основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, умения следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения.Ученик получит возможность  научиться:Адекватно использовать  речевые средства общения для решения  коммуникативных задач;Допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением;Строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;Осуществлять взаимный контроль и оказывать  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;Продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

5.Рабочие программы курсов
«Планета здоровья» (Приложение №1) «Домисолька» (Приложение №2) «Я – исследователь» (Приложение №3) «Край, в котором я живу» (Приложение №4) «Развивающие игры» (Приложение №5)

Система оценки планируемых результатов
Планируемые результаты – система обобщенных личностно ориентированных целей образования, уточненных и дифференцированных по учебным предметам, для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке, с учетом ведущих целевых установок изучения каждого предмета, а также возрастной специфики учащихся.Предметные результаты –  конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея¬тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. К результатам, подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы в рамках контроля успешности освоения содержания отдельных учебных предметов, относится способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке;умений учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенных способов деятельности;коммуникативных и информационных умений;системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.Итоговая оценка выпускников начальной школы осуществляется образовательным учреждением.К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);индивидуальные личностные характеристики.Оценка этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется  в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании программ развития образовательного учреждения, программ поддержки образовательного процесса.Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;-владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -любящий свой край и свою Родину;-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;-готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. 
                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ДОМИСОЛЬКА»Направление«Художественно-эстетическое»Для 1-4 классов 

Пояснительная записка.
Человеческий голос - самый первый и самый прекрасный инструмент.Пение - спутник определенного эмоционального состояния. Поэтому не случайно человечество поет, не случайно испокон веков живут певческие традиции. Этим поддерживается эмоционально-психическое здоровье, как отдельного человека, так и народа в целом.Во внешкольной работе пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Оно является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата. Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе – обучающим  и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.Цель программы - развитие музыкально - творческих способностей ребенка, формирование музыкальной культуры.
Задачи, решаемые в процессе обучения:1. В обучении: овладение языком музыкального искусства на основе музыкально — теоретических знаний и навыков; постижение сущности музыкальной интонации через различные формы вокального (сольного, ансамблевого, хорового) пения.Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.2. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.3. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его  мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения
В вокальный кружок принимаются все желающие. При приеме проверяется музыкальный слух, голос, чувство ритма, музыкальная память. Материально-техническая база должна соответствовать современным требованиям.Помещение для занятий должно быть достаточно просторным и звукоизолированным, с хорошей акустикой, и вентиляцией.Воспитанников следует научить пользоваться усилительной аппаратурой и соблюдать технику безопасности.Четкая структура занятий имеет особое значение. Главным условием продуктивной работы является качество музыкального материала и методы работы над ним. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование легкого и трудного, напряжения и разрядки делают занятия  продуктивными и действенными. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.  Возраст учащихся 7 – 10 лет. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят в вокальному искусству.Цель: 1. привить любовь к вокальному искусству 2. научить правильно исполнять вокальные произведения.Задачи: 1. На основе изучения детских песен, вокальных произведений,современных эстрадных песен  расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций. 2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека. 3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить двухголосному исполнению песен. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе. 4. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса. 5. Сформировать потребности в общении с музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена коллектива.      Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:

· главными из которых является сольное  и ансамблевое пение, • слушание различных интерпретаций исполнения, • пластическое интонирование, • добавление элементов импровизации, • движения под музыку, • элементы театрализации.    Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, сценическим искусством, ритмикой.    Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.    Теоретическая часть включает в себя  работу с текстом, изучение нотного материала, индивидуального стиля  каждого композитора.     Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.      Музыкальную основу программы составляют произведения для детей  и песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.     Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).     Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.Планируемый результат:наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах); • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата; • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); • уметь двигаться под музыку,  не бояться сцены, культура поведения на сцене; • стремление передавать характер песни, умение  правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе.Формирование универсальных учебных действий:

ПРЕДМЕТНЫЕУчащиеся научатся:

· Учащиеся узнают  истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.• Научатся  правилам  пения.• Пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью• Передавать настроение музыки в пении.• Осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии - реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально исполнительские   замыслы   в пении.Учащиеся получат возможность научиться:• в процессе работы над песней  привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.• Расширить   музыкальный  кругозор и получить общие представления о музыкальной жизни современного социума;• Формировать  отношение  к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; • Оказывать  помощь в организации   и проведении школьных   культурно массовых   мероприятий,   представлять  широкой  публике  результаты  собственной  музыкально - творческой  деятельности      (пение)МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРегулятивныеУчащиеся приобретают опыт:• Самостоятельной оценки правильности выполненных действия, внесения корректив;• Планирования своих действий в соответствии с поставленной целью • Приобретать (моделировать) опыт- выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать "музыкальные разговоры" различного характера.

ПознавательныеУчащиеся научатся:

· Сочинению мелодии и исполнению песен-попевок. Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;• Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности, выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении. • Участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов• Создавать собственные интерпретации, исполнять знакомые песни.• Реализовывать      творческий     потенциал,  осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности; получать эстетическое  наслаждение от восприятия музыки, от общения с миром искусства.Учащиеся получат возможность научиться: -  Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии; - Выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении.-Определять характер,  настроение  песенок,  жанровой  основы. -Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать  свое впечатление.КоммуникативныеУчащиеся научатся:- Исполнять, инсценировать песни.-Работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;-Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.-Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение, выразить свое впечатление, выслушать мнение партнёра.- Оценивать собственную музыкально -творческую деятельность.. Учащиеся получат возможность научиться: • Аргументировать собственную позицию;• Получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.• Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.• Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.• Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.

 Примерный репертуар кружка: (песни детских композиторов):- Б. Савельев;- Ю. Крылатов;- В. Шаинский;- Г. Гладков;- Ю. Чичков;- Т. Попатенко;- Г. Струве 

· Мамина песенка• Папа может всё что угодно.• Прекрасное далёко• Ты, да я, да мы с тобой.• Песенка о дружбе• Грибочки• Ходики с кукушкой• Улыбка• Вместе весело шагать• Три белых коня• Бабушка рядышком с дедушкой• Веснушки и другие -Подбор песен  к различным праздникам и мероприятиям, проходящим в школе:- День Матери, День Отца- Бал Осени- Новый год- К 23 февраля, к 8 Марта и другим. Список литературы1.Андреева Л.В., Бондарь М.Д., Локтев В.К. Искусство хорового пения – М, 2003. – 249 с.2.Багадуров В. Вокальное воспитание детей. - М.: Музыка, 2002. – 357 с.3.Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.4.Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.: Просвещение, 2004. – 212 с.

Рабочая программапо внеурочной деятельности«Я - исследователь».Направление « Социально-педагогическое»для 1-4 классов.                                                                                                                                                          “Клуба Мудрой совы” для учащихся начальной школы   с элементами проектной деятельностиI этап (1,2 классы) – «Введение в исследовательскую деятельность» II этап    (2,3 классы) – «Формирование исследовательской деятельности»I- II этап (3,4 классы) – «Опытно-экспериментальная работа.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания отражает государственную политику в образовательных учреждениях, вызывает необходимость осмысления проблемы целеполагания целостной организации образовательного процесса учащихся. Процесс модернизации образования поставил перед школой серьезные воспитательные задачи. Их решение зависит от выявления и осмысления реального уровня воспитанности современных школьников, что требует совершенствование воспитательной среды в условиях современной школы. Организация научно-исследовательской  деятельности  в школе предусматривает создание такой среды, которая бы обеспечивала развитие школьника, как саморазвивающуюся, самосовершенствующую личность и личность с достаточным уровнем развития гражданственно – культурных и нравственных ценностей.Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладеть новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот вопрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.Для достижения нового результата образования необходимо внедрение новых технологий. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является научно-исследовательская деятельность. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных  исследований, конечным результатом которых  может быть проект.  Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребёнка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Исследовательская деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: 

· обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся; • развитию творческих способностей и активности учащихся; • адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни; • формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. • осуществлению перехода на компетентностный подход в образовательном процессе, Учебно-исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: • постановка проблемы, формулирование темы; • целеполагание, выдвижение гипотез; • ознакомление с литературой по данной проблематике; • овладение методами исследования; • сбор собственного материала, его анализ; • обобщение, выводы; • защита работы. Программа рассчитана на учащихся 1 - 4 классов, занимающихся исследовательской работой. Количество часов в каждом учебном году – 34ч.С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы: • игры; • работа в библиотеке с каталогами; • интеллектуальные головоломки; • практические занятия; • работа в компьютерном классе; • дискуссии; • беседы. 

ЦЕЛЬ: Пробудить у младших школьников интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру, интенсивно стимулировать  исследовательскую активность младшего школьника, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, вывести личность ребёнка в режим саморазвития, а также вооружить младших школьников средствами и способами научно-исследовательской деятельности в средней школе,  развить творческие способности, подготовить к оформлению исследовательских работ.Задачи: 

· способствовать развитию мотивации к самопознанию и самовоспитанию юной личности; • способствовать формированию мотивации к активной жизненной позиции и здоровому образу жизни; • создать условия для развития умения гармонизировать различные стороны своей личности; • способствовать формированию лидерских качеств;• приобщение младшего школьника к нормам нравственности и общечеловеческих ценностей; • способствовать  развитию у учащихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;• раскрытие творческого потенциала ученика; • создать условия для знакомства с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности; • способствовать формированию культуры речи через публичные выступления;• способствовать развитию  основ оформления исследовательских работ;• способствовать формированию культуры речи;


Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений.
1 класс 

· Вступить в «Клуб Мудрой совы»;• Сформировать творческие группы;• Познакомиться с источниками информации и  использовать их под руководством учителя;• Научиться выделять предмет исследования;• Научиться делать выводы по исследованиям и заполнять дневник члена «Клуба Мудрой совы»;• Научиться представлять результаты исследовательской деятельности в виде проектов.2 класс • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи; • осваивать материал на основе внутреннего плана действий; • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий; • вести рассказ от начала до конца; • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу; • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой;• оформлять групповые проекты и  представлять их одноклассникам.3 класс • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах; • пересказывать подробно и выборочно; • выделять главную мысль на основе анализа текста; • делать выводы из фактов, совокупности фактов; • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами; • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов;• оформлять групповые проекты и  представлять их  всем ребятам начальной школы.4 класс • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое; • отбирать необходимые знания из большого объёма информации; • конструировать знания, положив в основу принцип созидания; • систематизировать учебный план; • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера; • высказывать содержательно свою мысль, идею; • формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов; • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их; • свободно владеть операционными способами усвоения знаний; • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.• оформлять групповые проекты и  представлять на общешкольных мероприятиях.Программа курса реализуется через выполнение исследовательской деятельности в «Клубе Мудрой совы» 

                                                                          Сова:

· С – смекалистый• О – ответственный• В – внимательный• А – активный

  Девиз клуба: «Свой ум – царь в голове» (народная мудрость) 
Клятва: 

· Быть любознательными. • Испытывать радость от добывания знаний. • Быть активными и наблюдательными. • Участвовать в заседаниях клуба. • Делиться своими знаниями с товарищами по клубу. 








Примерное планирование консультативных занятий в творческой  группе  Этап  № консультаций Тема консультации Кол – вочасовПланирование деятельности 1. 2.   3.4.  Как работать в команде? Ролевая игра. Распределение ролей в группе.От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта. Планирование деятельности в рамках текущего проекта.Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет. 1 1   11Осуществление деятельности по решению проблемы 1.2.  3. 4. Способы первичной обработки информации, ее хранения.Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.Доказательство. Опровержение. Дискуссия. Представление позиции.Формирование проектной папки по проблеме. 11  1 1Презентация результатов 1.2.  3. 4. Оформление проектной папки. Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».Как лучше подготовить презентацию продукта? Сценарий презентации.«Репетиция, репетиция, репетиция!» 11  1 1Оценка результатов и процесса проектной деятельности 1.2.  3.4. Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта.Способы преодоления трудностей.   Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). Работа с рабочими листами «портфолио проекта». 11  11Реализация программыЭтапы научного исследования:

· Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. • Постановка цели и конкретных задач исследования. • Определение объекта и предмета исследования. • Выбор метода (методики) проведения исследования. • Описание процесса исследования. • Обсуждение результатов исследования. • Формулирование выводов и оценка полученных результатов. На первых этапах работы (1–2-й класс) исследовательская  деятельность не соответствует возрастным возможностям, поэтому в 1-2 классах основная цель – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно на таких уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение. Исследовательская деятельность ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приёмов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближённых к реальным. На такой задаче нет “этикетки” с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее “оторван” от самой задачи и жить отдельной жизнью. Исследовательская деятельность имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Представлением исследовательской деятельности чаще всего являются проекты.Проектные  задачи, как правило, занимают несколько занятий.Включение в учебный процесс задачи подобного типа позволяет учителю в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников. Следует так же отметить, что регулярное использование таких задач способствует повышению познавательного интереса учащихся. Вторым этапом работы над проектной деятельностью в начальных классах (3–4-е классы) являются коллективные проекты. Организация работы над проектамиКак и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей.Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Деятельность родителей1. Погружение в проект Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи:– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом. Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.Побуждает у учащихся интерес к теме проекта. Помогает сформулировать:•  проблему проекта; •  сюжетную ситуацию; •  цель и задачи. Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.Помогает в анализеи синтезе, наблюдает,контролирует.Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.Формирует необходимыеспецифические уменияи навыки. Осуществляют вживание в ситуацию.Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.Получают дополнительную информацию. Определяют свои потребности.Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.Осуществляют:•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;• личностное присвоение проблемы. Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.Мотивируют детей.2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.Задачи:– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;– распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).Предлагает учащимся: •  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы; •  распределить роли в группах; •  спланировать деятельность по решению задач проекта; •  продумать возможные формы презентации результатов проекта;•  продумать критерии оценки результатов и процесса.Формирует необходимыеспецифические уменияи навыки.Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют:   •  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;• разбивку на группы; •  распределение ролей в группе; •  планирование работы;  •  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. Консультируют в процессе поиска информации.Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.Задачи:–самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.Контролирует соблюдение правил техники безопасности.Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.При необходимости консультируются с учителем (экспертом).Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.Контролируют соблюдение правил техники безопасности.Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.Задачи:– анализ и синтез данных;–формулирование выводов. Наблюдает, советует,направляет процесс анализа.Помогает в обеспечении проекта.Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Оформляют проект,изготавливают продукт.Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.Помогает в обеспечении проекта.Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.Задачи:– подготовка презентационных материалов;– подготовка публичного выступления;– презентация проекта. Организует презентацию.Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности. Выступает в качестве эксперта.Принимает отчет: •  обобщает и резюмирует полученные результаты; •  подводит итоги обучения; •  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; •  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.Готовят презентацию.Продолжают оформлять портфолио.При необходимости консультируются с учителем (экспертом).Осуществляют защиту проекта. Отвечают на вопросы слушателей.Демонстрируют: •  понимание проблемы, цели и задач; •  умение планировать и осуществлять работу; •  найденный способ решения проблемы; •  рефлексию деятельности и результата.Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.Оказывают помощь в подготовке презентации.Выступают в качестве эксперта.


                                                          Ожидаемый результат.В ходе обучения по программе ребенок может  научиться: 

· аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;• применять  основы    информационных технологий в исследовательской деятельности; • основам оформления работ;• публичным  выступлениям, способствующим   формированию культуры речи;• использовать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками, как в малых группах, так и в коллективе, способствующие развитию личности ребенка и формированию классного коллектива; • раскрывать собственный творческий потенциал; • применять полученные знания и умения в различных видах  практической  деятельности;• адекватно оценивать результаты собственной деятельности; • принимать на себя роль ведущего в творческой деятельности;• уважительно относиться к людям, их труду. ЗаключениеПроведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.Учебно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности учащихся к тому или иному предмету, а иногда к нескольким, и, зачастую, побуждает самооткрытие  собственных способностей и возможностей как первая ступень к самореализации личности. Учителю  начальных классов не нужно бояться  различных нововведений, а смело изучать  их и претворять  в жизнь. Это нужно, прежде всего, вашим ученикам. А когда их глаза светятся от успеха, это высший пилотаж учительской работы.                                                              НОРМАТИВНАЯ БАЗА КУРСА

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М. : Просвещение, 2008.2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М. : Просвещение, 2008.3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее      образование. – М., 2009.Список литературы 1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст ]: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с. 2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74. 3. Землянская Е.Н.Учебные проекты младших школьников/ Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.                                                         «РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ»Направление«Социально- педагогическое»Для 1-4 кл.  I. Введение.Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера  и т .д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (экскурсии, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправленияОсновной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.         Цель:Развить личностный рост детей путём инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.          Задачи:-знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных           поколений;- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;            - демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;            - воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;            - способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.Основные принципы организации внеурочной деятельности учащихся:

· Принцип научной организации • Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся• Принцип непрерывности и преемственности процесса образования• Принцип личностно-деятельностного подхода• Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов• Принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей, свободно выбирающих вариативные образовательные программы и время на их усвоениеСодержание, формы и методыОрганизация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательное учреждение предоставляют учащимся возможность выбора  широкого спектра занятий,   направленных на развитие школьника.Виды  внеучебной деятельности: • игровая деятельность;• познавательная деятельность;• досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);• художественное творчество;• социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);• трудовая (производственная) деятельность;• спортивно-оздоровительная деятельность;Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:• любознательный, интересующийся, активно познающий мир;• владеющий основами умения учиться, способный к организации      собственной деятельности; • любящий свой край и свою Родину;• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий                                                                                                                                                   

            высказать свое мнение; 

· выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Классификация результатов внеурочной деятельностиСодержание Способ достижения Возможные формы деятельностиПервый уровень результатов Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни Достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта БеседаВторой уровень результатов Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальным реальностям в целом Достигается во взаимодействии школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, где он подтверждает практически приобретенные социальные знания, начинает их ценить (или отвергать) Тематический диспутТретий уровень результатов Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, где не обязательно положительный настрой Достигается во взаимодействии школьника с социальными субъектами, в открытой общественной среде Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Основным направлением внеучебной деятельности является социально – педагогическое направление

 Программа курса «Развивающие игры».Пояснительная записка. Курс «Развивающие игры» призван решать следующие задачи: 1)  форми¬рование у детей  общеинтеллектуальных умений, повышение творческо-поисковой активности детей,2) развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации,  элементов логического мышления,3) организация мыслительной деятельности, формирование творческого мышления,4) обучение навыкам работы с текстом, обучение навыкам самоконтроля,  проведение эффективной диагнос¬тики интеллектуального и личностного развития,5) сглаживание и сокра¬щение адаптационного периода.Воспитательные цели этих занятий:1) развить стремление узнавать новое, 2) рассмотреть потенциальные возможности  каждого ребёнка с тем, чтобы с первых лет пребывания в школе обеспечить развитие его способностей и интересов, 3) зажечь и не дать потухнуть огоньку познавательного процесса.Курс «Развивающие игры» для начальной шко¬лы рассчитан на 34 ч (1 ч в неделю).Содержание курсаКурс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом  курс «Развивающие игры» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать  знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логическо¬го  мышления, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.Курс «Развивающие игры»  включает в себя следующие  направления:— формирование общеинтеллектуальных умений  (операции   анализа,   сравнения,   обобщения, выделение существенных   признаков   и   закономерностей, гибкость  мыслительных процессов);—  развитие внимания   (устойчивость, переключение, самоконтроль и т.д.);—  развитие  памяти   (формирования   навыков   запоминания,   устойчивости,   развитие  смысловой  памяти);— развитие  пространственного  восприятия  и сенсомоторной  координации;—  формирование учебной  мотивации;—  развитие личностной  сферы.Курс развивающих занятий нацелен на решение за¬дач и интеллектуально-личностно-деятельностное раз¬витие младших школьников.Развивающие игры с элементами логики.Ребенок, впервые переступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.Такой деятельностью является творческая познавательная деятельность. В её основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.Что представляет собой познавательная деятельность школьника? Есть основания согласиться с И.С. Якиманской, которая отмечает, что применительно к школьнику термин «учебная деятельность» синономичен термину «познавательная деятельность», хотя у каждой из данных видов деятельности есть к свои специфические особенности.В учебной деятельности познание выступает как особая и самостоятельная задача. В школе усвоение знаний и формирование умений их применять носят целенаправленный характер, они специально организуются. Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательней деятельности.Характеристика одной из основных особенностей курса математики в начальных классах в определенной степени отражена уже в самом его названии «Развитие познавательных способностей детей на уроках математики».Основа развития познавательных способностей детей как сенсорных, так и интеллектуальных – целенаправленное  развитие при обучении  познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.Для современной школы исключительно важной является проблема развития  познавательных способностей учащихся. Познавательные способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная и внеклассная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.Прочные знания, умения и навыки дети приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой                                     является интерес. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. К.Д. Ушинский отмечал, что игра - ведущая деятельность ребенка. Она требует напряжения и внимания, смекалки и выдумки, развивает инициативу, волевые качества, возбуждает любознательность, работу воображения.Ян Амос Коменский говорил, что начальная школа должна учить не только чтению, письму и счёту, но и полезным для детей сведениям, которые входят в фонд общих знаний, основанных на интересах детей. В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это  огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Создание игровой атмосферы на уроке и во внеурочной деятельности развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, дозволяет удерживать внимание».Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше самого себя.
Ш.А. Амонашвили  в книге «Единство цели» пишет: «Свою задачу я вижу в том, чтобы возбудить в моих учениках познавательный интерес, разжечь в них жажду знаний, увлечь школьной жизнью». Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е. осознание смысла и результатов своих усилий.Развивающим , по Выготскому, является только то обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребёнка. Наиболее полное и последовательное воплощение идеи Л.С.Выготского получили в теории развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В..Давыдова, Согласно этой теории современное построение учебных предметов должно способствовать формированию у школьников более высокого уровня мышления, а именно теоретического мышления. К.Д.Ушинский отмечал, что в игре ребёнок ищет не только удовольствие, но и серьёзное занятие. Игра – мир практической деятельности ребёнка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные потребности.     Большое значение в организации работы с детьми, в предупреждении утомляемости, формировании у детей некоторых достаточно сложных операций приобретает игра. Игры помогают сформировать ряд умений и навыков, обеспечивающих включение малышей в учебную деятельность. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются на основе знаний. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умения связывать теоретический материал с практической деятельностью. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.В жизни ребенка игра занимает большое место. Через нее дети познают окружающий мир, получают знания о различных предметах и явлениях, овладевают речью в общении с дру¬гими людьми. С поступлением в школу доми¬нирующей становится учебная деятельность, но дети по-прежнему с большим интересом от¬носятся к разным играм и головоломкам. Их привлекает сам процесс игры. В игре дети чаще проявляют свою активность, находчи¬вость, сообразительность. В игре они добивают¬ся порой самых высоких для себя результатов.Игры имеют большое значение для общего  развития детей. Небольшое количество пра¬вил-условий в них способствует развитию фан¬тазии, предполагает много различных вариан¬тов игровых действий, дает возможность раз¬вивать логическое мышление. Развивающие игры требуют много времени (на обдумывание учащимися своих действий, на поиск верного ответа мето¬дом проб и ошибок), на перебор различных вариантов решения, поэтому  проводим  их на внеклассных занятиях.Значимость занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоя¬тельством, что сама по себе учебная дея¬тельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельно-стью, способна привести к торможению интеллектуально¬го развития детей. Привыкая к выполне¬нию стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, кото-рые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопре¬деленный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать само¬стоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет лич¬ность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зави¬сит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявле¬ния ряда индивидуальных интеллектуаль¬ных качеств, таких, как выдумка, сообра¬зительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Одним из основных моти¬вов использования развивающих упраж¬нений является повышение творческо-поисковой активности детей..Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функ¬ций детей, приобретают особую значи¬мость в учебном процессе начальной шко¬лы. Причина тому — психофизиологичес¬кие особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в 6—9-лет¬нем возрасте, характеризующимся повы¬шенной сензитивностью, наиболее интен¬сивно протекает и, по существу, завер¬шается физиологическое созревание ос¬новных мозговых структур.    Занятия  по курсу проводятся в пер¬вом класс раз в неделю в течение цело¬го учебного года, способствуя развитию у учащихся внимания и памяти, простран¬ственного воображения, основ логическо¬го мышления. Эффективность развиваю¬щих занятий подтверждается  резуль¬татами промежуточных и итоговых тести¬рований уровня психического развития детей, проводимых по стандартным мето¬дикам. Проведение развива¬ющих занятий с детьми в рамках от¬дельного  курса является  оптимальным с точки зрения оперативности и достоверности обработ¬ки результатов тестирований эффектив¬ности индивидуальной работы с детьми и возможности гибкого варьирования предлагаемых школьникам заданий на основе непрерывного мониторинга раз¬вития их психических функций.  Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельностиКласс: 1-2Педагог – организатор: Батаева И.А.Количество часовВсего 34часа; в неделю 1 час.Планирование составлено на основе    ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России».Учебно-методические издания  для 1- 2 классов: «Развивающие задания» тесты, игры, упражнения» 1-2 класс.Литература:Н.ш.№4-1998г с.13-18Н. ш. № 6-1997 с.19, 
                                      Социально педагогическая деятельность
                                   «Край, в котором я живу»Цель программы в начальной школе Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. Задачи1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;— формирование социально адекватных способов повеления,3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:— воспитание целеустремленности и настойчивости;— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.4. Формирование умения решать творческие задачи.5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.Предлагаемый порядок действий:1. Знакомство класса с темой.2. Выбор подтем (областей знания).3. Сбор информации.4. Выбор проектов.5. Работа над проектами.6. Презентация проектов.Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть опыт работы учителя по этой теме, богатство разнообразных источников информации по конкретной теме, желание реализовать какой-ли6о проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.При выборе подтемы учителю следует не только предложить большое число подтем, но и подсказать ученикам, как они могут сами их сформулировать.Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме то го, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия (может оказаться, что там работает кто-то из родителей).Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.Проекты отличаются друг от друга:# результатом:— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);# числом детей индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся); работа в малых группах (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.); коллективная деятельность (концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей в какой-либо специализации и т. д.);# продолжительностью (от нескольких часов до нескольких месяцев);# числом этапов и наличием промежуточных результатов (например, при подготовке спектакля в качестве отдельного этапа можно выделить подготовку костюмов);# набором и иерархией ролей;# соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;# необходимостью привлечения взрослых.Дети совершенно свободно могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендует ся предлагать разные по своим характеристикам проекты (дли тельные и краткосрочные, индивидуальные, групповые и коллективные и т. д.).Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Вопрос иерархии в проектах — вопрос деликатный и, с одной стороны, позволяет создавать благоприятные условия для развития лидерских качеств и умения сотрудничества в коллективе, а с другой — требует тщательного наблюдения за совместной деятельностью детей в ситуациях сотрудничества и подчинения (временного подчинения в рамках одного проекта). Особенно удачно, если такие наблюдения сможет осуществлять детский психолог.Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы самопрезентующимися — это спектакли, концерты, живые газеты и т. д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, надо организовывать специальным образом.Внеурочные работы могут проводиться в учебном кабинете. в природе, в уголке живой природы, в музеях разного типа и т. д.; они включают проведение опытов, наблюдений,.значительное внимание должно уделяться проектной исследовательской деятельности. Проектная деятельность способствует формированию обще-учебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).Примерные виды и формы деятельности Примерные результаты 

· В процессе проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: • участвуют в экскурсиях по селу в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий; • узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют организации и проведении презентаций «Труд наших родных»; • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности; • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде); • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология (труд, художественный труд)», участия в разработке и реализации различных проектов); ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; • ценностное и творческое отношение к учебному труду; • трудолюбие; • элементарные представления о различных профессиях; • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 

Внеурочная деятельность предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием. Причем проектная деятельность может носить как групповой (на экскурсии), так и индивидуальный характер. Исследовательская проектная деятельность младших школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований. Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных  умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации, В содержании проектной деятельности должно быть зало¬жено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.
 

 

 

Создать бесплатный сайт с uCoz